Страница:Очерки из истории конницы (Плеве, 1889).pdf/122

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


приказовъ привелъ изъ собственной боевой практики случай, когда тѣ, которыхъ рубили болѣе сильные карабинеры, большею частью ускакали раненые, а малосильные драгуны рубили наповалъ. Для достиженія такого искусства Суворовъ приказывалъ конницѣ постоянно упражняться въ рубкѣ чучелъ. Зная, какъ часто успѣхъ на войнѣ зависитъ отъ неожиданности, а слѣдовательно, отъ скрытности, Суворовъ любилъ производить ученія ночью, чтобы пріучить войска къ тѣмъ случайностямъ, которыя неизбѣжно сопровождаютъ ночной бой. Наконецъ, не меньше вниманія Суворовъ обращалъ на быстроту движенія и дѣлалъ съ отрядами изъ всѣхъ родовъ оружія такіе большіе переходы (часто по 50 и даже по 70 верстъ въ день), что Суворовскій походъ сталъ синонимомъ всякаго необыкновенно быстраго движенія.

И такъ, воспитаніе войскъ, имѣвшее цѣлью подъемъ ихъ духа, развитіе увѣренности въ себѣ и смѣлости, обученіе, стремившееся къ развитію способности войскъ къ рѣшительнымъ, быстрымъ и скрытнымъ дѣйствіямъ, — вотъ вся суть боевой подготовки, какъ ее понималъ Суворовъ. И надо сказать, что, дѣйствуя по этой программѣ, онъ достигъ самыхъ блестящихъ результатовъ. Войскъ, воспитанныхъ Суворовымъ, нельзя было смутить никакою неожиданностью, нельзя было застигнуть ихъ врасплохъ, даже въ самыхъ критическихъ положеніяхъ они не падали духомъ и не допускали мысли о томъ, чтобы невозможно было побѣдить врага. Съ такою только арміей Суворовъ могъ совершить тѣ замѣчательные подвиги, которые поставили его на ряду съ величайшими полководцами. Суворовъ самъ былъ герой и умѣлъ изъ своихъ солдатъ сдѣлать героевъ.

Въ заключеніе этого очерка необходимо сказать, что

Тот же текст в современной орфографии

приказов привел из собственной боевой практики случай, когда те, которых рубили более сильные карабинеры, большею частью ускакали раненые, а малосильные драгуны рубили наповал. Для достижения такого искусства Суворов приказывал коннице постоянно упражняться в рубке чучел. Зная, как часто успех на войне зависит от неожиданности, а следовательно, от скрытности, Суворов любил производить учения ночью, чтобы приучить войска к тем случайностям, которые неизбежно сопровождают ночной бой. Наконец, не меньше внимания Суворов обращал на быстроту движения и делал с отрядами из всех родов оружия такие большие переходы (часто по 50 и даже по 70 верст в день), что суворовский поход стал синонимом всякого необыкновенно быстрого движения.

Итак, воспитание войск, имевшее целью подъем их духа, развитие уверенности в себе и смелости, обучение, стремившееся к развитию способности войск к решительным, быстрым и скрытным действиям, — вот вся суть боевой подготовки, как ее понимал Суворов. И надо сказать, что, действуя по этой программе, он достиг самых блестящих результатов. Войск, воспитанных Суворовым, нельзя было смутить никакою неожиданностью, нельзя было застигнуть их врасплох, даже в самых критических положениях они не падали духом и не допускали мысли о том, чтобы невозможно было победить врага. С такою только армией Суворов мог совершить те замечательные подвиги, которые поставили его наряду с величайшими полководцами. Суворов сам был герой и умел из своих солдат сделать героев.

В заключение этого очерка необходимо сказать, что