Перейти к содержанию

Страница:Паозерский. Русские святые пред судом истории (1923).djvu/57

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

монастыре, их на всю юго-западную Русь всего 12 человек, да и из тех шестеро канонизованы уже по воссоединении Киева с Москвою, т.-е. московскими властями.

Но эта незначительность количества киевских святых и служит наилучшим доказательством того, что канонизация святых в Московской Руси имела цели исключительно политические и материальные.

Отделившись от Москвы в самый горячий период ее объединительной деятельности, киевская церковь оказалась под властью королей литовско-польских, авторитет которых был уже общепризнанным и прочным и не нуждался в тех мероприятиях, к каким должны были прибегать московские великие князья и цари для придания себе большего значения.

Кроме того, литовско-польские короли были в это время уже католиками и, опираясь на католическое духовенство, не видели надобности поддерживать православных священнослужителей, ибо и без помощи последних трон их стоял твердо.

Поэтому-то в числе обще-киевских святых (за исключением печерских) нет ни одного представителя княжеских фамилий, да и в Печерской лавре их только трое: князь Феодор острожский, княжна ЕвФросиния полоцкая и княжна Иулиания ольшанская, причем все они канонизованы не как князья, а первый как монах лавры, вторая — как основательница двух монастырей, а третья — как погребенная в лавре.

Что касается князя владимиро-волынского Ярополка Изяславича, то празднование ему началось с 1866 года, когда церковь киевская уже снова; была в подчинении великороссийской и, стало быть, ее угодники должны были служить политическим планам царского правительства.

И лучшим доказательством того, что они предназначались к исполнению именно этой роли, может служить этот самый князь Ярополк: празднование ему было установлено «в воспоминание чудесного спасения императора Александра Николаевича», после того, как 26 мая 1866 года в него неудачно стрелял Березовский.

В силу тех же причин не имеется в киевских святцах и представителей родовой и служилой знати.

Правда, в числе шести обще-киевских святых значится один «знатный по происхождению» литовец — Елисей Лавришевский, но и он причислен к лику угодников не за знатность рода, а как основатель Лавришевского монастыря, находившегося в Новогрудском уезде, Минской губернии (ныне упраздненного).