Страница:Паозерский. Русские святые пред судом истории (1923).djvu/58

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Высшим церковным иерархам отведено в киевском месяцеслове довольно значительное место: они составляют около 80 процентов всего списка обще-киевских святых; но если это процентное отношение обозначить прямо цифрами, то окажется, что из высшего духовенства в Киевской Руси причислено было к лику святых всего пять человек.

И цифра эта покажется еще скромнее, если припомнить, что в Москве на одних Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов было канонизовано 12 иерархов, т.-е. почти в два с половиною раза более того, что киевская церковь канонизовала за 277 лет своего самостоятельного существования.

* * *

Освобожденное от обязанности содействовать канонизацией святых разным планам царской власти киевское духовенство стало преследовать в деле прославления угодников исключительно свои материальные интересы.

В этом отношении и здесь, как и в Москве, во главе шли монахи, дающие при пострижении обет нестяжательности, но забывающие его сразу же по произнесении.

По причинам географическим и отчасти политическим количество монастырей в киевской митрополии было крайне незначительно: с одной стороны, безбрежные, южно-русские степи не давали таких удобных для пустынножительства уголков, как северные лесные дебри; с другой — католическое литовско-польское правительство не особенно доброжелательно смотрело на праздношатающихся схизматиков-черноризцев.

Поэтому в Киевской Руси мог образоваться только один крупный монашеский центр — Киевопечерская лавра, но зато этот монастырь далеко оставил за собою все обители Великороссии, в том числе даже и знаменитую Троице-Сергиеву лавру.

Естественно, что киевопечерские монахи должны были приложить наибольшие старания и в деле канонизации святых, столь тесно связанном с их личными материальными интересами.

И, действительно, количество киевских святых из печерских угодников достигает чудовищной цифры в 119 человек, из которых 107 принадлежат к местной братии, а остальные 12 погребены в лавре или среди иноков, в ближних и дальних пещерах.

Что касается классового состава этих последних 12 святых, то из них 2 были при жизни митрополитами, 3 архиепископами,