Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/133

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


К этому следует прибавить, говорит он, что едва ли вообще какое-либо половое созревание протекает без нервозности, ибо что мы знаем о нервозности другое, кроме того, что она выражается в раздражительной слабости, в перевозбудимости вместе с тем в легкой истощаемости физических и психических функций, раньше всего в области фантазии и влечения. В частности, он указывает на то, что в обстановке больших городов, при современной культуре, сами внешние условия создают специфические раздражения и возбуждения для нервной системы с одной стороны, а с другой стороны специфические раздражения для полового аппарата, современная мода, которая рассчитана на сексуальное воздействие, возбуждающие картины в витринах, недоброкачественное чтение, алкоголь, варьетэ, кино и т. д.

„Я хотел бы знать“, говорит этот автор, „как человек мог бы устоять против такого концентрированного нападения“. В этой атмосфере, говорит он, рождаются фигуры из Франка Ведекинда. На этой почве происходит то психологическое явление, имеющее огромное значение для всей психологии полового созревания на которое впервые со всей ясностью обратил внимание А. Б. Залкинд, и которое по справедливости он называет детским половым паразитизмом.

В сущности, в основе этого явления лежит тот физиологический процесс, о котором говорил проф. Ухтомский в приведенной выше цитате, процесс оттока посторонней нервной энергии, не имеющей ничего общего с сексуальным инстинктом, под влиянием того, что сам по себе половой инстинкт становится доминирующим в организме.

Основная поправка, но поправка радикально меняющая весь смысл дела, которую А. Б. Залкинд вносит в теорию Фрейда, заключается в том, что наблюдаемые Фрейдом формы ранней и усиленной детской сексуалиности являются не первичным биологическим моментом, коренящемся в самом механизме нервной половой системы, а моментом вторичным, проистекающим из того, что в той социальной среде, в которой живут эти дети и при том воспитании, которое они получают, создаются такие условия, когда половые переживания являются доминантным процессом, а этим, при нашем современном знании физиологии нервной системы, сказано все.

Раз эти переживания становятся доминантными, значит они эксплоатируют в свою пользу все посторонние возбуждения, все формы деятельности организма, они подтягивают к себе все возбуждения, проникающие в нервную систему, концентрируют их, направляют по линии наименьшего сопротивления и сами таким образом охватывают все поведение и всю личность ребенка, пропитывают ее насквозь и сексуализируют ее. Пансексуализм, который наблюдал Фрейд, является согласно этой теории, не правилом, но исключением, не здоровым, а болезненным явлением.

Что половой инстинкт легко может стать доминирующим и что в условиях традиционного воспитания он очень часто становится