Страница:Платоновы разговоры о законах (Платон, Оболенский).pdf/22

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
12


Аѳ. Совсѣмъ нѣтъ, почтенный мужъ; не его, но сами себя мы унижаемъ, если думаемъ, что Ликургъ въ Лакедемонѣ и онъ въ Кноссѣ учредили свои законы только относительно къ войнѣ.

Кл. Что жъ сказать о Миносѣ?

Аѳ. Такъ, какъ истина и справедливость требуетъ говорить о божественномъ законодателѣ: что онъ далъ законы не въ отношеніи только къ нѣкоторой части добродѣтели, и части самой маловажной, но въ отношеніи къ цѣлой добродѣтели, раздѣливъ ее по роду и по видамъ; не такъ какъ дѣлаютъ нынѣшніе законодатели, кои занимаются только тѣмъ, чего требуетъ настоящая нужда; одинъ изъ нихъ пишетъ о наслѣдствѣ, о переходѣ имѣнія, другой о дѣлахъ уголовныхъ; иные принимаются за иныя безчисленныя дѣла. Но я называю правильнымъ изслѣдованіемъ такое, какое мы теперь себѣ предположили. Я хвалю твой способъ изложенія законовъ твоего отечества: именно должно начать съ добродѣтели и сказать, что Миносъ имѣлъ ее цѣлію въ своихъ законахъ; одного только не одобряю, что ты ограничилъ ихъ одною частію добродѣтелей, и частію маловажной. Вотъ что вовлекло меня въ сей споръ съ тобою. Угодно ли послушать, какаго объясненія я желалъ бы отъ тебя?

Кл. Съ удовольствіемъ.


Тот же текст в современной орфографии


Аф. Совсем нет, почтенный муж; не его, но сами себя мы унижаем, если думаем, что Ликург в Лакедемоне и он в Кноссе учредили свои законы только относительно к войне.

Кл. Что ж сказать о Миносе?

Аф. Так, как истина и справедливость требует говорить о божественном законодателе: что он дал законы не в отношении только к некоторой части добродетели, и части самой маловажной, но в отношении к целой добродетели, разделив ее по роду и по видам; не так, как делают нынешние законодатели, кои занимаются только тем, чего требует настоящая нужда; один из них пишет о наследстве, о переходе имения, другой о делах уголовных; иные принимаются за иные бесчисленные дела. Но я называю правильным исследованием такое, какое мы теперь себе предположили. Я хвалю твой способ изложения законов твоего отечества: именно должно начать с добродетели и сказать, что Минос имел ее целью в своих законах; одного только не одобряю, что ты ограничил их одною частью добродетелей, и частью маловажной. Вот что вовлекло меня в сей спор с тобою. Угодно ли послушать, какого объяснения я желал бы от тебя?

Кл. С удовольствием.