Страница:Покушения и социал-демократия (Бебель 1905).pdf/11

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

нію съ тѣми, какіе существуютъ во многихъ швейцарскихъ кантонахъ. И все-же одного существованія этого проекта оказалось достаточнымъ для того, чтобы вызвать со стороны «Kölniche Zeitung» самую рѣзкую оппозицію. Тамъ высказывалось мнѣніе, что въ случаѣ успѣха такого рода законопроектовъ въ прусскомъ ландтагѣ жители будутъ принуждены проконтролировать свою политическую совѣсть (Смѣхъ). Эти господа сдѣлали вдругъ открытіе, что они способны быть и относительными республиканцами (Смѣхъ)… Они — только разсудочные монархисты, т. е. потому только монархисты, что эта форма правленія наиболѣе соотвѣтствуетъ въ данное время ихъ интересамъ.

Такимъ-то образомъ оправдала на дѣлѣ свою любовь къ «высокому императорскому дому» прирейнско-вестфальская буржуазія.

А что-то они скажутъ про отечество, о которомъ упоминаютъ дальше эти господа? Развѣ господинъ ф. Гаслеръ, стоящій во главѣ германской ткальной промышленности, не высказался въ 1871 г. противъ присоединенія Эльзаса и Лотарингіи, потому что боялся конкуренціи со стороны эльзасской ткальной промышленности? На этотъ разъ онъ стоялъ за одно съ соціалъ-демократами, но по совершенно различнымъ побужденіямъ. А вѣдь извѣстно; что тогда всѣ соціалисты и демократы, бывшіе противъ присоединенія, считались измѣнниками. И между тѣмъ въ качествѣ противниковъ выступили и господинъ Гаслеръ и другіе представители германской ткальной промышленности. Основа ихъ любви къ отечеству покоится, стало быть, въ денежномъ мѣшкѣ. (Смѣхъ). Всѣ эти прекрасныя увѣренія — однѣ пустыя фразы; ихъ цѣль — вызвать такое настроеніе, которое создало-бы политическую безпомощность нѣмецкаго рабочаго сословія и поставило бы его и въ экономическую невозможность продолжать борьбу съ предпринимателями. (Громкіе крики: браво). Вотъ тайна, скрывающаяся за этой телеграммой.

Тот же текст в современной орфографии

нию с теми, какие существуют во многих швейцарских кантонах. И все же одного существования этого проекта оказалось достаточным для того, чтобы вызвать со стороны «Kölniche Zeitung» самую резкую оппозицию. Там высказывалось мнение, что в случае успеха такого рода законопроектов в прусском ландтаге жители будут принуждены проконтролировать свою политическую совесть (смех). Эти господа сделали вдруг открытие, что они способны быть и относительными республиканцами (смех)… Они — только рассудочные монархисты, то есть потому только монархисты, что эта форма правления наиболее соответствует в данное время их интересам.

Таким-то образом оправдала на деле свою любовь к «высокому императорскому дому» прирейнско-вестфальская буржуазия.

А что-то они скажут про отечество, о котором упоминают дальше эти господа? Разве господин фон Гаслер, стоящий во главе германской ткальной промышленности, не высказался в 1871 г. против присоединения Эльзаса и Лотарингии, потому что боялся конкуренции со стороны эльзасской ткальной промышленности? На этот раз он стоял заодно с социал-демократами, но по совершенно различным побуждениям. А ведь известно; что тогда все социалисты и демократы, бывшие против присоединения, считались изменниками. И между тем в качестве противников выступили и господин Гаслер и другие представители германской ткальной промышленности. Основа их любви к отечеству покоится, стало быть, в денежном мешке. (смех). Все эти прекрасные уверения — одни пустые фразы; их цель — вызвать такое настроение, которое создало бы политическую беспомощность немецкого рабочего сословия и поставило бы его и в экономическую невозможность продолжать борьбу с предпринимателями. (Громкие крики «браво»). Вот тайна, скрывающаяся за этой телеграммой.