Страница:Полное собрание сочинений А. И. Куприна (1912) т.2.djvu/84

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Ромашовъ, сидѣли въ собраніи и пили водку, когда вбѣжалъ фельдфебель 9-й роты Гуменюкъ и, запыхавшись, крикнулъ своему ротному командиру:

— Ваше высокоблагородіе, молодыхъ пригнали!..

Да, именно пригнали. Они стояли на полковомъ дворѣ, сбившись въ кучу, подъ дождемъ, точно стадо испуганныхъ и покорныхъ животныхъ, глядѣли недовѣрчиво, исподлобья. Но у всѣхъ у нихъ были особыя лица. Можетъ-быть, это такъ казалось отъ разнообразія одеждъ? «Этотъ вотъ, навѣрно, былъ слесаремъ,—думалъ тогда Ромашовъ, проходя мимо и вглядываясь въ лица:—а этотъ, должно-быть, весельчакъ и мастеръ играть на гармоніи. Этотъ—грамотный, расторопный и жуликоватый, съ быстрымъ, складнымъ говоркомъ—не былъ ли онъ раньше въ половыхъ?» И видно было также, что ихъ дѣйствительно пригнали, что еще нѣсколько дней тому назадъ ихъ съ воемъ и причитаніями провожали бабы и дѣти, и что они сами молодечествовали и крѣпились, чтобы не заплакать сквозь пьяный, рекрутскій угаръ… Но прошелъ годъ, и вотъ они стоятъ длинной, мертвой шеренгой—сѣрые, обезличенные, деревянные—солдаты! Они не хотѣли итти. Ихъ Я не хотѣло. Господи, гдѣ же причины этого страшнаго недоразумѣнія? Гдѣ начало этого узла? Или все это—то же самое, что извѣстный опытъ съ пѣтухомъ? Наклонятъ пѣтуху голову къ столу—онъ бьется. Но проведутъ ему мѣломъ черту по носу и потомъ дальше по столу, и онъ ужъ думаетъ, что его привязали, и сидитъ, не шелохнувшись, выпучивъ глаза, въ какомъ-то сверхъестественномъ ужасѣ.

Ромашовъ дошелъ до кровати и повалился на нее.

«Что̀ же мнѣ остается дѣлать въ такомъ случаѣ?—сурово, почти злобно спросилъ онъ самого себя.—Да, что̀ мнѣ дѣлать? Уйти со службы? Но что̀ ты знаешь? Что̀ умѣешь дѣлать? Сначала пансіонъ, потомъ кадет-