Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/328

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


лучи Солнца, находясь въ сѣромъ облакѣ, устремляется ли въ грозовомъ ливнѣ на затопленную землю. Постоянный обмѣнъ веществъ существуетъ при жизни, но не менѣе быстръ онъ и по смерти организмовъ. Когда война покрываетъ землю своими жертвами, жизнь стремится залить своими волнами образовавшуюся пустоту; на лафетѣ оставленной пушки, вопреки волѣ человѣка, распускаются цвѣты и поютъ птицы: природа вновь вступаетъ въ свои права. Вещество существъ не остается неподвижнымъ и входитъ въ круговоротъ жизни. То, что мы пьемъ, ѣдимъ, вдыхаемъ, было уже милліоны разъ съѣдено, выпито, вдыхаемо другими. Мы созданы изъ праха предковъ.

Вотъ что происходитъ вокругъ насъ. Но въ природѣ нѣтъ ни великаго, ни малаго. Звѣзды—это атомы безконечности. Законы, управляющіе атомами, управляютъ и мірами.

Количество вещества всегда остается одно и то же. Просуществовавъ въ видѣ туманностей, солнцъ, планетъ и живыхъ существъ, оно не остается безъ дѣла, но входитъ въ новый круговоротъ — иначе міръ пересталъ бы существовать; иначе насталъ бы день, когда погибли бы всѣ міры, погруженные въ мракъ; они кружились бы и падали бы безъ цѣли въ мрачныя бездны пространства, которыя никогда бы уже болѣе не освѣтились лучомъ свѣта. Но такая будущность не согласуется съ самыми элементарными правилами логики.

Но какимъ же естественнымъ процессомъ мертвые міры могутъ ожить? Когда наше Солнце погаснетъ (нѣтъ сомнѣнія, что это слу-читсЬ въ будущемъ), то какимъ образомъ войдетъ оно снова въ круговоротъ всемірной жизни?

Изученіе устройства вселенной, которое только что началось, позволяетъ уже дать два отвѣта на этотъ вопросъ; но весьма возможно, что природа, такъ неохотно раскрывающая намъ свои тайны, имѣетъ и другіе отвѣты, которые она только сберегаетъ для будущихъ вѣковъ.

Два мертвые шара могутъ ожидать и начать новую эру существованія, соединившись вмѣстѣ въ силу простыхъ законовъ тяготѣнія.

Предположимъ для ясности, что темный шаръ, величиною съ Землю или даже съ Солнце, — это безразлично, - брошенъ въ пространство. Онъ уноситъ съ собою живую силу, и если онъ одинъ въ пространствѣ, то будетъ двигаться по прямой линіи всегда съ одинаковою скоростью, не будучи въ состояніи увеличить или уменьшить ее, или отклониться хотя бы на іоту отъ своей траекторіи, и будетъ такъ двигаться вѣчно. Сила, которой онъ обладаетъ, будетъ заставлять его пробѣгать одинаковое число верстъ'въ часъ. Но предположимъ теперь, что на томъ концѣ, куда шаръ стремится, въ діаметрально-противоположномъ направленіи, находится другой шаръ, состоящій изъ равной массы, брошенный по направленію къ первому шару съ той же скоростью: когда оба шара встрѣтятся, то столкнутся и совершенно остановятся. Что же сдѣлается съ силой, которой они обладали? Вѣдь въ природѣ ничто не пропадаетъ? Она преобразуется. Видимое до сихъ поръ движеніе сдѣлается невидимымъ, но сохранитъ то же самое напряженіе, какъ и первое; оно приведетъ въ движеніе составныя частицы обѣихъ массъ, отдѣлитъ однѣ отъ другихъ, и изъ двухъ холодныхъ и темныхъ шаровъ образуется ослѣпительное, горячее солнце. Никто не прогадаетъ, ничто не создастся вновь.