Страница:Популярная астрономия (Фламмарион, Двигубский, 1913).pdf/580

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


574 Такимъ образомъ, положеніе всякой звѣзды на небѣ опредѣляется вполнѣ точно, разъ извѣстны ея прямое восхожденіе и склоненіе. Прибавимъ къ этому, что для склоненія необходимо указывать, какое оно—сѣверное или южное, что обозначается или посредствомъ буквъ С. и Ю , которыя ставятся послѣ цифръ, или же предшествующими числу знаками + (плюсъ) или — (минусъ). Чтобы избѣжать возможности ошибки въ знакѣ, часто замѣняютъ склоненіе разстояніемъ отъ сѣвернаго полюса, которое не можетъ возбуждать никакого сомнѣнія и въ точности соотвѣтствуетъ склоненію, потому что это полярное разстояніе есть не что иное, какъ дополненіе сѣвернаго склоненія до 90°, если звѣзда находится между экваторомъ и сѣвернымъ полюсомъ, и южное склоненіе, увеличенное на 90°, если звѣзда находится къ югу отъ экватора. Дополнимъ эти указанія непосредственнымъ примѣромъ.

Пусть А (рис. 282) будетъ какая-нибудь звѣзда на небесной сферѣ. Склоненіемъ называется разстояніе АЕ, отдѣляющее звѣзду отъ экватора и измѣряемое по кругу С С), перпендикулярному къ экватору. Въ данномъ случаѣ оно сѣверное, потому что звѣзда расположена между сѣвернымъ полюсомъ и экваторомъ. Предположимъ, что оно равняется 40 градусамъ; письменно это изображается слѣдующимъ образомъ:

Склоненіе = —]— 40°

или, если мы предпочитаемъ выразить то же самое положеніе въ полярномъ разстояніи, простое вычитаніе покажетъ намъ это разстояніе РА = РЕ — АЕ, т. е. 90°—40°. Итакъ, оно равняется 50°, что мы можемъ написать такъ:

Полярное разстояніе — 50°.

Если бы наша звѣзда была на томъ же самомъ разстояніи по ту сторону экватора, нужно было бы ея склоненіе придать къ 90°, вмѣсто того, чтобы вычесть, и полярное разстояніе равнялось бы 90 + 40 = 130 градусамъ.

Но одного этого опредѣленія было бы недостаточно, чтобы знать положеніе нашей звѣзды, потому что она могла бы находиться въ лю- Однажды вечеромъ, въ декабрѣ 1871 года, проходя у подножія Вандом-ской колонны, тогда разрушенной, я былъ удивленъ, увидѣвши стоявшаго тамъ на почетной стражѣ, закоченѣвшаго отъ холода, часового, какъ и въ то время, когда императоръ парилъ надъ бронзовыми орудіями. Оставались лишь рѣшетка и разрушенный пьедесталъ. Я осторожно подошелъ и вѣжливо спросилъ у часового, что онъ охраняетъ.—Проходите дальше!—Вѣдь колонны уже нѣтъ!—прибавилъ я.—Проходите дальше!—Почему вы не скажете своему сержанту, что колонны уже нѣтъ?.. Часовой наклонилъ штыкъ, и мнѣ не оставалось ничего болѣе, какъ скорѣе отойти. Впрочемъ, нѣсколько дней спустя, этотъ безполезный постъ былъ отмѣненъ.

Одинъ французскій дипломатъ, прогуливаясь однажды вечеромъ вмѣстѣ съ русскимъ императоромъ въ Лѣтнемъ саду, въ С.-Петербургѣ, замѣтилъ среди лужайки неподвижно стоящаго часового и спросилъ у государя, что дѣлаетъ этотъ человѣкъ.

— Не знаю,—отвѣтилъ царь, и обратился съ тѣмъ же вопросомъ къ флигель-адъютанту. Послѣдній, въ свою очередь, начинаетъ освѣдомляться по этому предмету, но отъ всѣхъ получаетъ одинъ и тотъ же, ничего не разъясняющій отвѣтъ: Такъ установлено! Наводятъ справки въ архивахъ, но и тамъ ничего не находятъ. Наконецъ, одинъ старый лакей вспоминаетъ, что его отецъ, также бывшій лакеемъ, разсказывалъ ему когда-то, что въ минувшемъ столѣтіи императрица Екатерина замѣтила однажды утромъ, въ этомъ мѣстѣ, подснѣжникъ и запретила рвать его. Чтобы наблюдать, за этимъ поставили часового, котораго съ тѣхъ поръ я продолжали смѣнять.