Страница:Путешествие А. Э. Норденшельда вокруг Европы и Азии на пароходе «Вега» в 1878-1880 г. Часть первая.pdf/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


чительной качкѣ, а при сильной безпомощно гибло, если только не поспѣвало во время попасть въ спасительную пристань.

Вскорѣ начали предпочитать достиженіе острововъ на саняхъ по льду и такимъ образомъ наконецъ открыли значительную группу острововъ, названную Новою Сибирью. Острова эти часто посѣщались ловцами, главнѣйше для сбора мамонтовыхъ костей, погребенныхъ вмѣстѣ съ костями другихъ, въ томъ числѣ и нынѣ живущихъ животныхъ, въ пескѣ и глинѣ. Острова Новая Сибирь были нанесены на карту на основаніи экспедицій Геденстрема (Hedenström), снаряженныхъ россійскимъ канцлеромъ графомъ Румянцевымъ 1809—1811 г., и экспедиціи лейтенанта Анжу, въ 1823 г. Экспедиціи Геденстрема производились такъ: пока зимній ледъ былъ еще крѣпокъ, на собакахъ, запряженныхъ въ нарты, переѣзжали по льду на острова, проводили тамъ лѣто и возвращались, опять въ нартахъ, по льду, на собакахъ, на твердую землю. Экспедиціи Геденстрема представили бы особенный интересъ преимущественно по наблюденіямъ надъ льдами, осенью; къ сожалѣнію, въ свѣдѣніяхъ объ этихъ экспедиціяхъ помѣщенныхъ въ «Путешествіи Врангеля» (см. стр. 99—119), нѣтъ даже указанія на эти наблюденія[1]. При содѣйствіи Сибирякова, объ этомъ для нашей экспедиціи важномъ вопросѣ получены свѣдѣнія, добытыя отъ туземцевъ Сѣверной Сибири, промышляющихъ собираніемъ мамонтовыхъ костей на островахъ Новой Сибири. По ихъ разсказамъ море между материкомъ и этими островами бываетъ каждый годъ достаточно свободнымъ ото льдовъ.

Особенно замѣчательное открытіе сдѣлано въ 1811-мъ году спутникомъ Геденстрема, якутомъ Санниковымъ: на западномъ берегу Котельнаго острова имъ найдены остатки грубо сложеннаго деревяннаго зимняго жилища, возлѣ остатковъ судна, потерпѣвшаго крушеніе и по своему устройству совершенно отличнаго отъ употребительныхъ въ Сибири. По этому, а также судя по множеству разныхъ предметовъ, валявшихся въ разныхъ мѣстахъ на берегу, Санниковъ заключилъ, что, должно быть, какой нибудь звѣроловъ, или китоловъ, промышлявшій у Шпицбергена, или у Новой Земли, былъ вѣтромъ занесенъ сюда и проживалъ здѣсь нѣсколько времени. Возлѣ дома стоялъ могильный крестъ, съ надписью на немъ, которая къ сожалѣнію не списана.

Во время большой сѣверной экспедиціи[2] было тоже сдѣлано

  1. Собственныя поѣздки Врангеля производились зимою на собачьихъ нартахъ по льду, хотя онѣ весьма интересны во многихъ отношеніяхъ, но тѣмъ не менѣе въ нихъ не содержится никакихъ свѣдѣній о состояніи льдовъ лѣтомъ и осенью.
  2. Такъ называются общимъ именемъ всѣ тѣ разныя русскія экспедиціи, которыя съ 1734-го по 1743-й годъ высылались съ береговъ Двины, Оби, Енисея и Камчатки.
Тот же текст в современной орфографии

чительной качке, а при сильной беспомощно гибло, если только не поспевало вовремя попасть в спасительную пристань.

Вскоре начали предпочитать достижение островов на санях по льду и таким образом наконец открыли значительную группу островов, названную Новою Сибирью. Острова эти часто посещались ловцами, главнейше для сбора мамонтовых костей, погребенных вместе с костями других, в том числе и ныне живущих животных, в песке и глине. Острова Новая Сибирь были нанесены на карту на основании экспедиций Геденстрема (Hedenström), снаряженных российским канцлером графом Румянцевым 1809—1811 г., и экспедиции лейтенанта Анжу, в 1823 г. Экспедиции Геденстрема производились так: пока зимний лед был еще крепок, на собаках, запряженных в нарты, переезжали по льду на острова, проводили там лето и возвращались, опять в нартах, по льду, на собаках, на твердую землю. Экспедиции Геденстрема представили бы особенный интерес преимущественно по наблюдениям над льдами, осенью; к сожалению, в сведениях об этих экспедициях помещенных в «Путешествии Врангеля» (см. стр. 99—119), нет даже указания на эти наблюдения[1]. При содействии Сибирякова об этом для нашей экспедиции важном вопросе получены сведения, добытые от туземцев Северной Сибири, промышляющих собиранием мамонтовых костей на островах Новой Сибири. По их рассказам море между материком и этими островами бывает каждый год достаточно свободным ото льдов.

Особенно замечательное открытие сделано в 1811 году спутником Геденстрема, якутом Санниковым: на западном берегу Котельного острова им найдены остатки грубо сложенного деревянного зимнего жилища возле остатков судна, потерпевшего крушение и по своему устройству совершенно отличного от употребительных в Сибири. По этому, а также судя по множеству разных предметов, валявшихся в разных местах на берегу, Санников заключил, что, должно быть, какой-нибудь зверолов или китолов, промышлявший у Шпицбергена или у Новой Земли, был ветром занесен сюда и проживал здесь несколько времени. Возле дома стоял могильный крест, с надписью на нем, которая, к сожалению, не списана.

Во время большой северной экспедиции[2] было тоже сделано

  1. Собственные поездки Врангеля производились зимою на собачьих нартах по льду, хотя они весьма интересны во многих отношениях, но тем не менее в них не содержится никаких сведений о состоянии льдов летом и осенью.
  2. Так называются общим именем все те разные русские экспедиции, которые с 1734 по 1743 год высылались с берегов Двины, Оби, Енисея и Камчатки.