Страница:Путешествие А. Э. Норденшельда вокруг Европы и Азии на пароходе «Вега» в 1878-1880 г. Часть первая.pdf/28

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


нѣсколько попытокъ проникнуть отъ Лены къ востоку. Первая была подъ начальствомъ лейтенанта Лассиніуса, въ 1735-мъ году. Онъ 21 августа вышелъ изъ восточнаго рукава Лены, прошелъ подъ па­русами 120 верстъ къ востоку и встрѣтилъ тамъ пловучіе льды, принудившіе его остановиться у берега. Перезимовка была не­счастная, здѣсь перемерли отъ цинги Лассиніусъ и 52 человѣка экипажа.

Въ слѣдующемъ 1736 году выслана новая экспедиція въ томъ же направленіи, подъ начальствомъ лейтенанта Дмитрія Лаптева. Съ судномъ Лассиніуса онъ въ серединѣ августа двинулся было къ востоку, но скоро встрѣтилъ много пловучихъ льдовъ. Уже въ концѣ того же мѣсяца, т. е. въ ту пору, когда слѣдовало бы начинать экспедицію, онъ возвратился обратно на рѣку Лену.

Въ 1739-мъ году Лаптевъ предпринялъ свою третью поѣздку. Онъ проникъ до устья Индигирки, замерзшей 21-го сентября, и тамъ перезимовалъ. На слѣдующій годъ путешествие продолжалось нѣсколько далѣе устья Колымы до большаго Баранова мыса, гдѣ пловучіе льды 26 сентября не дозволили проникнуть далѣе къ востоку. Воротившись на Колыму и перезимовавши въ Нижнеколымскѣ, онъ, въ слѣдующемъ году, на нѣсколькихъ новыхъ, зимою построенныхъ большихъ ладьяхъ, старался проникнуть далѣе къ востоку, но, по причинѣ тумановъ, противныхъ вѣтровъ и льдовъ, не могъ исполнить свое намѣреніе. При разсужденіи о результатахъ, доставленныхъ этими поѣздками, надо принимать въ соображеніе чрезвычайную негодность тѣхъ судовъ, на которыхъ предпринимались эти путешествія, — сначала на двойной шлюпкѣ, построенной въ Якутскѣ, потомъ на двухъ судахъ построенныхъ въ Нижне-Колымскѣ. Если о свойствахъ этихъ судовъ заключать по тѣмъ, какія теперь употребляются на сибирскихъ рѣкахъ, то скорѣе можно удивляться тому, что кто нибудь могъ отважиться на нихъ выйдти въ открытое море, нежели считать неудачи такихъ судовъ за доказательство невозможности проникнуть далѣе на суднѣ, удовлетворяющемъ современнымъ требованіямъ и снабженномъ паровою силою.

Наконецъ остается еще упомянуть о тѣхъ немногихъ попыткахъ, какія дѣлались для того, чтобы проникнуть отъ Берингова пролива къ западу.

Поѣздка Дешнева изъ Лены черезъ Беринговъ проливъ къ устью Анадыри въ 1649-мъ году оставалась цѣлое столѣтіе неизвѣстною, пока Миллеръ не отыскалъ въ сибирскихъ архивахъ подробностей, какъ объ этой, такъ и о разныхъ другихъ поѣздкахъ вдоль сѣверныхъ береговъ Сибири. Но, какъ сказано выше, что память объ этихъ замѣчательныхъ поѣздкахъ сохранилась для потомства — это зависѣло исключительно отъ случайныхъ обстоятельствъ, тяжебныхъ и другихъ, давшихъ поводъ къ административной перепискѣ. О другихъ подобныхъ предпріятіяхъ не сохранилось извѣстія, хотя встрѣчаются намеки, указы-

Тот же текст в современной орфографии

несколько попыток проникнуть от Лены к востоку. Первая была под начальством лейтенанта Ласиниуса, в 1735 году. Он 21 августа вышел из восточного рукава Лены, прошел под па­русами 120 верст к востоку и встретил там плавучие льды, принудившие его остановиться у берега. Перезимовка была не­счастная, здесь перемерли от цинги Ласиниус и 52 человека экипажа.

В следующем 1736 году выслана новая экспедиция в том же направлении, под начальством лейтенанта Дмитрия Лаптева. С судном Ласиниуса он в середине августа двинулся было к востоку, но скоро встретил много плавучих льдов. Уже в конце того же месяца, то есть в ту пору, когда следовало бы начинать экспедицию, он возвратился обратно на реку Лену.

В 1739 году Лаптев предпринял свою третью поездку. Он проник до устья Индигирки, замерзшей 21 сентября, и там перезимовал. На следующий год путешествие продолжалось несколько далее устья Колымы до большего Баранова мыса, где плавучие льды 26 сентября не дозволили проникнуть далее к востоку. Воротившись на Колыму и перезимовавши в Нижнеколымске, он в следующем году на нескольких новых, зимою построенных больших ладьях старался проникнуть далее к востоку, но по причине туманов, противных ветров и льдов не мог исполнить свое намерение. При рассуждении о результатах, доставленных этими поездками, надо принимать в соображение чрезвычайную негодность тех судов, на которых предпринимались эти путешествия, — сначала на двойной шлюпке, построенной в Якутске, потом на двух судах построенных в Нижнеколымске. Если о свойствах этих судов заключать по тем, какие теперь употребляются на сибирских реках, то скорее можно удивляться тому, что кто-нибудь мог отважиться на них выйти в открытое море, нежели считать неудачи таких судов за доказательство невозможности проникнуть далее на судне, удовлетворяющем современным требованиям и снабженном паровою силою.

Наконец остается еще упомянуть о тех немногих попытках, какие делались для того, чтобы проникнуть от Берингова пролива к западу.

Поездка Дежнёва из Лены через Берингов пролив к устью Анадыри в 1649 году оставалась целое столетие неизвестною, пока Миллер не отыскал в сибирских архивах подробностей как об этой, так и о разных других поездках вдоль северных берегов Сибири. Но, как сказано выше, что память об этих замечательных поездках сохранилась для потомства — это зависело исключительно от случайных обстоятельств, тяжебных и других, давших повод к административной переписке. О других подобных предприятиях не сохранилось известия, хотя встречаются намеки, указы-