Страница:Путешествие по Китаю в 1874—1875 гг. (Пясецкий, 1880).pdf/135

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


немъ говорили не особенно въ его пользу, и его главнымъ недостаткомъ было то, что онъ нигдѣ не жилъ по долгу, а постоянно перемѣнялъ мѣста.

— А другихъ, болѣе серьёзных! нѣтъ? нечестности, лживости, напримѣръ? — спросилъ я.

— Нѣтъ, этого никогда не замѣчали за нимъ.

Ну, думаю себѣ, съ первымъ недостаткомъ можно справиться: стоитъ хорошо платить за службу, сдѣлать жизнь въ нашемъ обществѣ пріятною и человѣку не зачѣмъ будетъ бѣжать отъ насъ.

Послѣ обѣда уѣхали и земляки провожали насъ всей комианіей. Городъ сегодня еще болѣе оживленъ по случаю какого-то праздника: повсюду на улицахъ и площадяхъ густая, пестрая толпа народа; на каменной оградѣ набережной сидятъ нарядныя женщины и вниманіе ихъ сосредоточивается на нашей кавалькадѣ; посматриваютъ на насъ проходящіе и проѣзжающіе китайцы, но ни одинъ не сдѣлалъ намъ малѣйшей непріятности, даже не обругалъ ни одинъ, какъ я ожидалъ на основаніи многихъ разсказовъ. Рядомъ съ нами довольно долго ѣхала телѣга, въ которой сидѣли четыре дамы; кучеръ шелъ пѣшкомъ и велъ лошадь подъ уздцы, а пожилая дама держала возжи. Три молодыя китаянки помѣщались въ глубинѣ экипажа; но ихъ можно было хорошо видѣть, и я пользовался этой возможностью самымъ нескромнымъ образомъ, т.‑е. смотрѣлъ на нихъ во всѣ глаза, точь въ точь какъ онѣ смотрѣли на насъ и даже улыбались чему-то, но я отвѣчалъ на эти насмѣшливыя улыбки самой благопристойной серьёзностью. Всѣ онѣ курили трубки и были отчаянно набѣлены и нарумянены — это были не живыя лица, а картонныя маски, такъ что даже ихъ черные глаза казались стеклянными и безсмысленными на этихъ безжизненныхъ лицахъ. Красивы только ихъ волосы, прически и костюмы. Судя по изящно отдѣланной телѣгѣ, хорошей лошади и тому, что кучеръ шелъ пѣшкомъ и былъ одѣтъ въ форменную шляпу, должно было думать, что дамы принадлежали къ высшему кругу общества; оказалось дѣйствительно, что это было семейство мѣстнаго губернатора. Нѣкоторые изъ китайцевъ почему-то здоровались съ нами, произнося свое обычное привѣтствіе: заключающееся въ вопросѣ: — хао? — хорошо ли? — Одинъ привѣтствовалъ насъ по-русски словомъ: сытала́сту! (здавствуй!)

Наконецъ городъ кончился и мы выѣхали на воздѣланную