Страница:Путешествие по Китаю в 1874—1875 гг. (Пясецкий, 1880).pdf/140

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


вести, по крайней мѣрѣ, цѣлый день, чтобы огдядѣться и привести въ порядокъ свои утомленныя мысли и чувства, а то точно пьянѣешь, какъ при бѣгломъ осмотрѣ богатой картинной галлереи и выносишь о ней самое смутное воспоминаніе: и видѣлъ, кажется, все, и, кажется, ничего не видалъ; словно все это было только сновидѣніемъ. Съ такимъ ощущеніемъ и съ большими сожалѣніями оставилъ я шумный и оживленный Сюань-Хуа-Фу.

Выѣхавъ за городскую стѣну черезъ южныя ворота, мы подвигались впередъ сначала по долинѣ рѣки Янъ-Хо; потомъ дорога поднялась на скалистый лѣвый берегъ послѣдней, гдѣ она проложена по совершенно голымъ гранитнымъ и сланцевымъ скаламъ, которыхъ не нашли нужнымъ сколько-нибудь выровнять, чтобъ придать имъ хотя нѣкоторое подобіе дороги, а такъ прямо по дикимъ скаламъ проѣхалъ одинъ, — оказалось возможнымъ; за нимъ другой — и дорога открылась. Что это открытіе было сдѣлано въ незапамятныя времена и что съ тѣхъ поръ тутъ прошли и проѣхали милліоны вьючныхъ животныхъ и телѣгъ, въ томъ убѣдиться очень легко, — стоитъ только взглянуть на твердыя, какъ желѣзо, гранитныя скалы, по которымъ пролегаетъ дорога и обратить вниманіе на тѣ ямки и колеи, которыя вытоптали въ этихъ скалахъ ноги ословъ, лошадей и муловъ и протерли телѣжныя колеса: въ эти ямки оступиться можно, а колеи достигаютъ иногда глубины до полуаршина. Запасшись этими свѣдѣніями о состояніи бойкаго тракта, читателю не трудно себѣ представить что́ это за дорога и какова ѣзда по ней въ телѣгѣ!.. Мы, разумѣется, ѣдемъ верхомъ; но я наблюдаю за ѣдущей передо мной телѣгой: колеса ея не столько катятся, сколько падаютъ съ бугра въ ямку, потомъ поднимаются на другой такой же, опять соскакиваютъ въ новую выбоину и такъ далѣе. Три лошади, запряженныя цугомъ, причемъ впереди двѣ, а въ оглобляхъ одна, — три лошади, говорю, иногда должны употреблять не мало усилій, чтобъ сдвинуть съ мѣста телѣгу, спускающуюся съ горы. Для людей здѣсь только и мыслима ѣзда верхомъ или въ носилкахъ, но грузы провозятся, кромѣ вьючныхъ каравановъ, и на телѣгахъ.

Отдавъ должное вниманіе этой удивительной дорогѣ, бросимъ взглядъ кругомъ себя. Вблизи мы видимъ небольшія засѣянныя поля и между ними разсѣянныя семейныя кладбища. Въ окрестныхъ горахъ, къ которымъ мы приближаемся, встрѣчаются самые пустынные и дикіе пейзажи; напримѣръ,