Страница:Путешествие по Китаю в 1874—1875 гг. (Пясецкий, 1880).pdf/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


особенно такомъ непрочномъ, какъ наша колесница. Но всѣ убѣжденія ни къ чему не привели и его даже попросили не учить другихъ, прибавивъ, что здѣсь дѣтей нѣтъ.

— Да какъ ты очутился позади насъ? спросили я казака Степанова.

Онъ объяснилъ, что они сбились съ дороги, взяли въ сторону и потомъ уже, услыхавъ наши колокольчики, выбрались на дорогу и тутъ вскорѣ наткнулись на что-то. Увидавъ ящики и разсыпанное серебро, они поняли въ чемъ дѣло; двое остались тамъ караулить, а онъ, на пристяжной пустился за нами въ догонку.

— Еще слава Богу, ваше благородіе, что лѣшій насъ спуталъ и мы, значитъ, съ дороги сбились; а то бы мы теперь были ужъ на станціи… Кто бы завтра первый проѣхалъ, того бы и серебро было.

Справедливо разсуждалъ казакъ Степановъ. Мы совершенно не слыхали, какъ ящикъ, проломивъ дно нашей колесницы, выскочили вонъ и, пожалуй, въ первые дни никому и въ голову бы не пришло заглянуть подъ сидѣнье, „потому что ѣдетъ ящикъ, значитъ ничего“. Потомъ бы отрыли пріятный сюрпризъ, что денегъ нѣтъ, — вотъ тогда и розыскивай… Вотъ-те и путешествіе въ Китай! И каково было бы наше положеніе: какъ признаться, что мы потеряли деньги! Всѣ ли бы повѣрили этому? Что̀ бы заговорили тогда въ Тюмени, въ Москвѣ, въ Петербургѣ!… Такія мысли мигомъ пролетѣли, вѣроятно, чрезъ голову каждаго и просто морозъ по кожѣ пробѣжалъ…

Пославъ Степанова обратно хранить кладъ, такъ счастливо давшійся въ руки и доѣхавъ до станціи, оттуда послали двухъ человѣкъ съ фонарями назадъ, а сами остались ожидать ихъ возвращенія, и вотъ только на этой станціи, а не во время нашего пребыванія въ Семипалатинскѣ, суждено было построиться тѣмъ кожанымъ мѣшкамъ, о которыхъ такъ горячо ратовалъ опытный человѣкъ, — Матусовскій: послали розыскивать кожи, мастеровъ и проч. Нашли всего, и черезъ нѣсколько часовъ мѣшки были готовы; въ нихъ насыпали привезенные серебряные куски и разложили по всѣмъ тремъ экипажамъ. Получивъ это первое предостереженіе, мы, довольные тѣмъ, что дѣло кончилось такъ счастливо, отправились въ дальнѣйшій путь.

Теперь лежалъ этотъ путь черезъ роскошныя, благоухающія степи, черезъ дремучіе лѣса, черезъ громадныя рѣки, какъ Обь,