Страница:Путешествие по Китаю в 1874—1875 гг. (Пясецкий, 1880).pdf/83

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


веревками, — возъ готовъ; веревочку подергиваютъ кверху, чтобъ заставить верблюда встать. Опять съ жалобнымъ ревомъ и вздохами поднимается онъ также въ нѣсколько опредѣленныхъ пріемовъ, — съ своей ношей, которой онъ, кажется, вовсе не замѣчаетъ, по крайней мѣрѣ ничѣмъ не выражаетъ, чтобъ ему было тяжело. Караванъ тронулся. Верблюды вытягиваются въ линію; всѣ садятся на лошадей; трогаются телѣги и потянулись опять въ путь, и, кажется, этому пути не будетъ конца, что такъ и будемъ все ѣхать по этой пустынной землѣ, не ожидая никакой перемѣны, никакого новаго предмета. А если и встрѣтимъ что нибудь необыкновенное, то это необыкновенное будетъ или тоже караваномъ, подобнымъ нашему, или колодцемъ, или соленымъ озеромъ вдали. Другого здѣсь ожидать нечего.

И слѣдующій переѣздъ совершился по равнинѣ, покрытой мѣстами сплошными пространствами песку, лишенными всякой растительности, мѣстами усѣянной галькой или представлявшей большія глинистыя площади, на которыхъ, какъ видно еще недавно стояли лужи дождевой воды; мѣстами глина была еще влажна, большею же частью уже высохла и растрескалась. Кой-гдѣ даже держалась вода; около нея зеленѣла травка и по этимъ лужамъ бродила мелкая болотная дичь. Значитъ только воды и недостаетъ для того, чтобъ Гоби одѣлась растительностью и населилась разными обитателями.

31 ІЮЛЯ.

Жарко, +37°Р. Пьется много и пьешь все, что попадется: воду, кумысъ, чай туземнаго приготовленія, и всѣ эти напитки такой сомнительной чистоты, что не испытываешь отвращенія только потому, что не видишь, откуда берется вода и какъ они приготовляются. Колодцы содержатся монголами невообразимо грязно; у нихъ полнѣйшее презрѣніе къ соблюденію какой-нибудь чистоты. Въ томъ колодцѣ, изъ котораго берутъ воду для питья людямъ, они поятъ лошадей и верблюдовъ и остатки воды изо рта тѣхъ и другихъ падаютъ обратно; въ него же течетъ вода изъ лужъ, образующихся около колодца и образующихся, конечно, не изъ одной только воды. Но они привыкли, и имъ кажется, что иначе и быть не можетъ.

Проѣхавъ еще двѣ станціи все по той же однообразной и пустынной мѣстности, мы встрѣтили на третьемъ перегонѣ