Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/128

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


104
1727/VII21/VIII91. ОПИСАНІЕ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА.

сдѣланы старательно, твердо и прилично помянутымъ господиномъ адмираломъ; а сколько оныхъ всѣхъ числомъ, видно на имѣющемся у меня планѣ.

Въ мою во оной гавани съ адмиральскимъ дежуръ-маіоромъ Перфильемъ Ивановичемъ Игнатьевымъ 4-го числа августа бытность, стояло военныхъ судовъ новыхъ: кораблей — 11[1]), фрегатовъ — 8, транспортныхъ — 3. Для караулу оныхъ, подъ вѣдѣніемъ лейтенанта Ѳедора Христофоровича Корнильева, морскихъ служителей было до двухъ-сотъ человѣкъ, которое число всегда, во все годичное время при оной гавани поперемѣнно бываетъ; а шкиперъ Василій Ѳедоровичь Гербатовъ въ собственномъ своемъ деревянномъ домѣ всегда тамъ, по старости своихъ лѣтъ, безъ перемѣнно живетъ, а отлучается только когда въ городъ Архангельскъ и Соломбальское адмиралтейство на самое малое время.

Въ 10-ти отъ Лапаминской гавани верстахъ, а въ 30-ти отъ крѣпости, при входѣ въ открытое море, находится обширный песчаный баръ. Онъ безпокоенъ чрезмѣрно для флоту и купеческихъ кораблей по причинѣ выгрузокъ, но полезенъ же опять, если бы непріятель покусился подойтить. За онымъ баромъ во все лѣто стоитъ брантвахта, фрегатъ сорока-четырех-пушечный; а прежде всегда стаивали гукара.

Въ шести верстахъ отъ Лапаминки, за урочищемъ Желѣзные Вороты, при нихъ на Мудюйскомъ островѣ стоитъ Мудюйскій маякъ — деревянная высокая башня, построенная Петромъ Великимъ. Тутъ есть таможенная застава, жилища лоцмановъ и солдатская караульня.

Внизъ по рѣкѣ Маймаксы, въ шести верстахъ отъ Соломъ бальскаго острова, впадаетъ съ правой стороны рѣчка Повракулка; оная также служитъ для военныхъ судовъ гаванью; въ ней въ мою бытность стояло новыхъ военныхъ судовъ: фрегатъ 28-ми-пушечный — 1, катеровъ 24-х-пушечныхъ — 3, транспортныхъ — 2; для караулу ихъ шкиперъ съ шестнадцатьми человѣками морскихъ солдатъ и матросовъ. Повракулка хороша по глубинѣ, по тихости

  1. У города Архангельска выше семидесяти-пяти-пушечныхъ кораблей не строится.
Тот же текст в современной орфографии

сделаны старательно, твёрдо и прилично помянутым господином адмиралом; а сколько оных всех числом видно на имеющемся у меня плане.

В мою в оной гавани с адмиральским дежур-майором Перфильем Ивановичем Игнатьевым 4-го числа августа бытность стояло военных судов новых: кораблей — 11[1]), фрегатов — 8, транспортных — 3. Для караулу оных под ведением лейтенанта Фёдора Христофоровича Корнильева морских служителей было до двухсот человек, которое число всегда во всё годичное время при оной гавани попеременно бывает; а шкипер Василий Фёдорович Гербатов в собственном своём деревянном доме всегда там, по старости своих лет, беспеременно живет, а отлучается только когда в город Архангельск и Соломбальское адмиралтейство на самое малое время.

В 10-ти от Лапаминской гавани верстах, а в 30-ти от крепости, при входе в открытое море находится обширный песчаный бар. Он беспокоен чрезмерно для флоту и купеческих кораблей по причине выгрузок, но полезен же опять, если бы неприятель покусился подойтить. За оным баром во всё лето стоит брантвахта, фрегат сорока-четырёх-пушечный; а прежде всегда стаивали гукара.

В шести верстах от Лапаминки за урочищем Железные Ворота при них на Мудюйском острове стоит Мудюйский маяк — деревянная высокая башня, построенная Петром Великим. Тут есть таможенная застава, жилища лоцманов и солдатская караульня.

Вниз по реке Маймаксы в шести верстах от Солом бальского острова впадает с правой стороны речка Повракулка; оная также служит для военных судов гаванью; в ней в мою бытность стояло новых военных судов: фрегат 28-мипушечный — 1, катеров 24-хпушечных — 3, транспортных — 2; для караулу их шкипер с шестнадцатьми человеками морских солдат и матросов. Повракулка хороша по глубине, по тихости

  1. У города Архангельска выше семидесяти-пяти-пушечных кораблей не строится.