Страница:Путешествие по Северу России в 1791 году 1886.pdf/222

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


178
1725/IX15/X91. РѢКОЮ СУХОНОЙ ОТЪ Г. ВЕЛИКАГО-УСТЮГА ДО Г. ТОТЬМЫ.

ботники лазили раздѣвшись въ воду, и не могши лоцманъ найдти за темнотою ночи фарватера, чтобъ не разбило объ каменья катера, спустили его съ того мелкаго мѣста внизъ, и оставивъ его на якорѣ, сами переѣхавши въ карбасѣ порогъ, въ деревнѣ Березовой, въ домѣ крестьянина Филиппа Елисѣева, отъ холоду напились чаю и поужинавши ночевали. Крестьянъ въ сей деревнѣ только три двора, но живутъ очень бѣдно.

2-го числа октября въ четвертокъ, встали въ шестомъ часу по полуночи и Березовый порогъ переѣхали за идущимъ изъ города жь Архангельска съ сахаромъ и виноградными винами въ Вологду каюкомъ. Отъ оной Березовой деревни и порога со обѣихъ сторонъ Сухоны впередъ отъ Устюга къ Тотьмѣ берега крутые, синяго, краснаго и бѣлаго известковаго камня. Отъѣхавши жь отъ Каликинской станціи двадцать-три версты, для перемѣны лоцмановъ въ четыре часа по полудни пристали къ стоящей въ правой сторонѣ къ деревнѣ и станціи Мутовинской и, взявши двухъ лоцмановъ, поѣхали безостановочно. Проѣхавши отъ Мутовинской деревни и станціи девять верстъ, за темною ночью въ половинѣ осьмого часа по полудни для ночлега пристали къ стоящей въ правой сторонѣ экономической деревнѣ Братской и ночевали въ домѣ крестьянина Тараса Филиппова. Крестьяне сей Братской деревни съ имѣющагося въ берегу рѣки Сухоны бѣлаго камня жгутъ известку и продаютъ устюгскимъ купцамъ по двадцати копѣекъ бочку на мѣстѣ.

3-го числа октября, въ пятницу по утру, при восхожденіи солнца, поѣхалъ я съ двумя своими человѣками на двухъ связанныхъ вмѣстѣ крестьянскихъ маленькихъ плоскодонныхъ лодочкахъ въ Опоцкой погостъ, состоящій отъ Братской деревни рѣкою Сухоною въ четырехъ верстахъ, и проѣхавши благополучно Опоцкой порогъ, почитаемый судоходцами въ рѣкѣ Сухонѣ самымъ опаснымъ, пристали къ Опоцкому погосту. Во ономъ погостѣ двѣ деревянныхъ старыхъ церкви; въ одной престолъ Живоначальной Троицы, въ другой настоящій храмъ Рождеству Пресвятыя Богородицы, придѣльный на верху, подъ самой крышкой, Иліи Пророку. Обогрѣвшись же въ домѣ того погоста священника Осипа Васильева, поколь съ катеромъ и карбасомъ переби-

Тот же текст в современной орфографии

ботники лазили раздевшись в воду, и не могши лоцман найти за темнотою ночи фарватера, чтоб не разбило об каменья катера, спустили его с того мелкого места вниз, и оставив его на якоре, сами переехавши в карбасе порог, в деревне Березовой, в доме крестьянина Филиппа Елисеева, от холоду напились чаю и поужинавши ночевали. Крестьян в сей деревне только три двора, но живут очень бедно.

2-го числа октября в четверток, встали в шестом часу пополуночи и Березовый порог переехали за идущим из города ж Архангельска с сахаром и виноградными винами в Вологду каюком. От оной Березовой деревни и порога со обеих сторон Сухоны вперёд от Устюга к Тотьме берега крутые, синего, красного и белого известкового камня. Отъехавши ж от Каликинской станции двадцать три версты, для перемены лоцманов в четыре часа пополудни пристали к стоящей в правой стороне к деревне и станции Мутовинской и, взявши двух лоцманов, поехали безостановочно. Проехавши от Мутовинской деревни и станции девять вёрст, за темною ночью в половине осьмого часа пополудни для ночлега пристали к стоящей в правой стороне экономической деревне Братской и ночевали в доме крестьянина Тараса Филиппова. Крестьяне сей Братской деревни с имеющегося в берегу реки Сухоны белого камня жгут извёстку и продают устюгским купцам по двадцати копеек бочку на месте.

3-го числа октября, в пятницу по утру, при восхождении солнца, поехал я с двумя своими человеками на двух связанных вместе крестьянских маленьких плоскодонных лодочках в Опоцкой погост, состоящий от Братской деревни рекою Сухоною в четырех верстах, и проехавши благополучно Опоцкой порог, почитаемый судоходцами в реке Сухоне самым опасным, пристали к Опоцкому погосту. Во оном погосте две деревянных старых церкви; в одной престол Живоначальной Троицы, в другой настоящий храм Рождеству Пресвятыя Богородицы, придельный наверху, под самой крышкой, Илии Пророку. Обогревшись же в доме того погоста священника Осипа Васильева, поколь с катером и карбасом переби-