Перейти к содержанию

Страница:Русский биографический словарь. Том 9 (1903).djvu/591

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


флигель-адъютантомъ къ принцу Гольштейнъ-Бекскому, ревельскому военному губернатору. Въ этой должности Кутузовъ управлялъ канцеляріею принца и исполнялъ различныя порученія, въ то же время много читалъ и работалъ надъ усовершенствованіемъ своего образованія.

21 августа 1762 года Кутузовъ былъ «переименованъ» въ капитаны; посѣтивъ въ 1764 г. Ревель, императрица, при отъѣздѣ, спросила Кутузова, желаетъ ли онъ «отличиться на полѣ чести». «Съ большимъ удовольствіемъ, всемилостивѣйшая государыня», отвѣчалъ Кутузовъ—и этотъ отвѣтъ произвелъ самое благопріятное впечатлѣніе на императрицу, которая съ этихъ поръ уже никогда не забывала Кутузова; со свойственнымъ ей даромъ понимать людей она, кажется уже видѣла, что Кутузовъ не дюжинный офицеръ.

Когда въ 1764 г. русскія войска были двинуты въ Польшу, Кутузовъ просилъ о назначеніи въ дѣйствующія войска и ходатайство его было удовлетворено.

Въ Польшѣ онъ находился сначала въ составѣ отряда князя Дашкова, потомъ—подполковника Бока и въ другихъ. Кутузовъ участвовалъ въ бою противъ князя Радзивилла 28 іюня 1764 года, гдѣ Радзивиллъ былъ разбитъ и бѣжалъ; затѣмъ въ другихъ мелкихъ стычкахъ этого похода, какъ въ 1764, такъ и въ 1765 году. Въ концѣ этого похода, однажды, командуя небольшимъ самостоятельнымъ отрядомъ, Кутузовъ совершенно разбилъ конфедератовъ, и обратилъ ихъ въ бѣгство. Съ этихъ поръ начальство стало чаще возлагать на него особыя порученія.

По окончаніи военныхъ дѣйствій почти всѣ русскія войска возвратились на родину; позже другихъ, въ 1765 году, возвратился къ своему мѣсту служенія при принцѣ Гольштейнъ-Бекскомъ Кутузовъ. Вскорѣ ему пришлось снова отправиться въ Польшу, гдѣ Россія поддерживала диссидентовъ. Кутузовъ участвовалъ въ операціяхъ противъ Барской конфедераціи въ 1768 и1769 гг., подъ начальствомъ Вейсмана и Суворова. Командуя лично небольшимъ отрядомъ, онъ разбилъ конфедератовъ при м. Орынинѣ и участвовалъ въ разбитіи генералъ-маіоромъ Измайловымъ поляковъ, засѣвшихъ въ окопахъ близъ Овруча. Въ сентябрѣ 1769 г. онъ произвелъ удачное нападеніе на непріятельскихъ фуражировъ, а вскорѣ послѣ того, съ маіоромъ Паткулемъ, нанесъ сильный ударъ конфедератамъ, захватилъ нѣсколько орудій и немало плѣнныхъ. Уже въ этихъ мелкихъ стычкахъ Кутузовъ выдѣлился и храбростью и умѣлымъ исполненіемъ возлагаемыхъ на него порученій. Но всѣ эти подвиги остались безъ награды, а самъ Кутузовъ впослѣдствіи (въ 1812 г., въ Тарутинѣ, въ разговорѣ съ Михайловскимъ-Данилевскимъ) такъ отозвался объ этихъ военныхъ дѣйствіяхъ: «Мы жили очень весело, дрались съ поляками, но войны я еще не понималъ».

Въ концѣ 1769 г. М. И. Кутузовъ просилъ о переводѣ въ первую армію, поступившую въ это время подъ начальство графа Румянцева, и переводъ этотъ состоялся въ 1770 г., какъ разъ къ тому времени, когда графъ Румянцевъ перешелъ въ наступленіе въ Бессарабію.

Вскорѣ по прибытіи къ арміи, М. И. Кутузовъ былъ назначенъ исполняющимъ обязанности оберъ-квартирмейстера въ авангардѣ, состоявшемъ подъ начальствомъ Баура, о которомъ самъ Румянцевъ говорилъ: «подобнаго ему наукою въ семъ чинѣ, въ мою службу, у насъ не было». Попавъ такимъ образомъ въ отличную школу, Кутузовъ могъ увидѣть здѣсь лучшіе образцы военнаго искусства и завершить свое военное образованіе. Кутузовъ дѣятельно и умѣло помогалъ Бауру, обнаруживъ отличныя способности для службы въ генеральномъ штабѣ.

10 іюня турки атаковали Баура у с. Цецоры, но Бауръ отбилъ ихъ атаку, а затѣмъ самъ перешелъ въ наступленіе, разбилъ и преслѣдовалъ турокъ. Кутузовъ участвовалъ въ этомъ преслѣдованіи; особенную храбрость и искусство онъ выказалъ въ сраженіи при Рябой Могилѣ 17 іюня, за что 1 іюля того же года пожалованъ оберъ-квартирмейстеромъ премьеръ-маіорскаго чина. Затѣмъ онъ участвовалъ въ бою 5 іюля и въ сраженіи 7 іюля на р. Ларгѣ, при наводкѣ Бауромъ мостовъ, а послѣ на лѣвомъ флангѣ атаки; 5 іюля онъ былъ посланъ Бауромъ съ двумя ротами легкихъ войскъ на помощь къ подполковникамъ Анжели и Елчанинову, причемъ «показалъ и здѣсь удивительную храбрость, стоявъ долго и неподвижно сомкнутымъ фронтомъ противъ сильнаго огня непріятельскаго, и отбивался… одною безпрерывною пальбою, а при наступленіи непріятельскихъ наѣзд-


Тот же текст в современной орфографии

флигель-адъютантом к принцу Гольштейн-Бекскому, ревельскому военному губернатору. В этой должности Кутузов управлял канцеляриею принца и исполнял различные поручения, в то же время много читал и работал над усовершенствованием своего образования.

21 августа 1762 года Кутузов был «переименован» в капитаны; посетив в 1764 г. Ревель, императрица, при отъезде, спросила Кутузова, желает ли он «отличиться на поле чести». «С большим удовольствием, всемилостивейшая государыня», отвечал Кутузов — и этот ответ произвёл самое благоприятное впечатление на императрицу, которая с этих пор уже никогда не забывала Кутузова; со свойственным ей даром понимать людей она, кажется уже видела, что Кутузов недюжинный офицер.

Когда в 1764 г. русские войска были двинуты в Польшу, Кутузов просил о назначении в действующие войска и ходатайство его было удовлетворено.

В Польше он находился сначала в составе отряда князя Дашкова, потом — подполковника Бока и в других. Кутузов участвовал в бою против князя Радзивилла 28 июня 1764 года, где Радзивилл был разбит и бежал; затем в других мелких стычках этого похода, как в 1764, так и в 1765 году. В конце этого похода, однажды, командуя небольшим самостоятельным отрядом, Кутузов совершенно разбил конфедератов, и обратил их в бегство. С этих пор начальство стало чаще возлагать на него особые поручения.

По окончании военных действий почти все русские войска возвратились на родину; позже других, в 1765 году, возвратился к своему месту служения при принце Гольштейн-Бекском Кутузов. Вскоре ему пришлось снова отправиться в Польшу, где Россия поддерживала диссидентов. Кутузов участвовал в операциях против Барской конфедерации в 1768 и1769 гг., под начальством Вейсмана и Суворова. Командуя лично небольшим отрядом, он разбил конфедератов при м. Орынине и участвовал в разбитии генерал-майором Измайловым поляков, засевших в окопах близ Овруча. В сентябре 1769 г. он произвёл удачное нападение на неприятельских фуражиров, а вскоре после того, с майором Паткулем, нанёс сильный удар конфедератам, захватил несколько орудий и немало пленных. Уже в этих мелких стычках Кутузов выделился и храбростью и умелым исполнением возлагаемых на него поручений. Но все эти подвиги остались без награды, а сам Кутузов впоследствии (в 1812 г., в Тарутине, в разговоре с Михайловским-Данилевским) так отозвался об этих военных действиях: «Мы жили очень весело, дрались с поляками, но войны я ещё не понимал».

В конце 1769 г. М. И. Кутузов просил о переводе в первую армию, поступившую в это время под начальство графа Румянцева, и перевод этот состоялся в 1770 г., как раз к тому времени, когда граф Румянцев перешёл в наступление в Бессарабию.

Вскоре по прибытии к армии, М. И. Кутузов был назначен исполняющим обязанности обер-квартирмейстера в авангарде, состоявшем под начальством Баура, о котором сам Румянцев говорил: «подобного ему наукою в сём чине, в мою службу, у нас не было». Попав таким образом в отличную школу, Кутузов мог увидеть здесь лучшие образцы военного искусства и завершить своё военное образование. Кутузов деятельно и умело помогал Бауру, обнаружив отличные способности для службы в генеральном штабе.

10 июня турки атаковали Баура у с. Цецоры, но Баур отбил их атаку, а затем сам перешёл в наступление, разбил и преследовал турок. Кутузов участвовал в этом преследовании; особенную храбрость и искусство он выказал в сражении при Рябой Могиле 17 июня, за что 1 июля того же года пожалован обер-квартирмейстером премьер-майорского чина. Затем он участвовал в бою 5 июля и в сражении 7 июля на р. Ларге, при наводке Бауром мостов, а после на левом фланге атаки; 5 июля он был послан Бауром с двумя ротами легких войск на помощь к подполковникам Анжели и Елчанинову, причём «показал и здесь удивительную храбрость, стояв долго и неподвижно сомкнутым фронтом против сильного огня неприятельского, и отбивался… одною беспрерывною пальбою, а при наступлении неприятельских наезд-