Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/131

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


снарядились и возросли численностію до нѣсколькихъ сотенъ человѣкъ. Они отнимали у московита замокъ за замкомъ, наконецъ, овладѣли замкомъ Трейденомъ, который былъ крѣпостью и изъ котораго они дѣлали вылазки и защищали сосѣдніе замки и дворы.

А замокъ Трейденъ достался имъ хитростію. Биринкъ переодѣлъ нѣсколько своихъ человѣкъ въ платье тамошнихъ мужиковъ (undeutsche Bawr — латышей), разузнавъ предварительно, что въ замкѣ гарнизонъ не великъ, съѣстныхъ припасовъ нѣтъ и въ особенности нѣтъ дровъ. Вотъ онъ и навалилъ нѣсколько телѣгъ дровами и посылаетъ одну телѣгу въ замокъ, а привезшій говорить, что у него есть еще дрова и, коли они хотятъ получить дровъ, то могутъ купить у него нѣсколько возовъ. Въ замкѣ обрадовались, что дровъ добудутъ, и отворили замковыя ворота пропустить возы; наѣхало возовъ пропасть и начали переодѣтые мужики ссору съ тѣми, что караулили ворота, а ссорились до тѣхъ поръ, пока подошли всѣ остальные (стояли недалеко оттуда) и овладѣли замкомъ.

Послѣ московитъ взялъ городъ Венденъ. Во время осады, и нѣкоторыя знатныя женщины и дѣвицы изъ замка могли видѣть какія тиранства совершались надъ старымъ и малымъ, сколько позора наносилось женщинамъ и дѣвицамъ и какъ ихъ послѣ того разрубали саблями. Вотъ онѣ съ нѣсколькими мущинами и малыми дѣтьми заперлись въ венденскомъ замкѣ въ сводчатой комнатѣ, близь столовой магистра, забрали съ собою, какіе были, съѣстные припасы, исповѣдались и причастились и надѣли на себя лучшія платья и украшенія. А когда они увидѣли, что московитъ уже беретъ и городъ и замокъ, тогда взяли на руки своихъ дѣтей и посредствомъ длинной лучины изъ окна подожгли порохъ, который онѣ заранѣе положили подъ сводомъ, другъ друга благословили и, призывая Господа Бога, взлетѣли на воздухъ. Такой поступокъ навелъ ужасъ на сосѣдніе города и замки, и сами московиты весьма дивились ему. И хотя рижскіе богословы много проповѣдывали противъ подобнаго самовзорванія венденскихъ женщинъ и дѣвицъ и осуждали оное, но, однакоже, пусть всякій разсудитъ, что имъ было дѣлать при угрожающемъ посрамленіи, послѣ котораго смерть все-таки заглянула бы имъ въ глаза.

Въ то самое время, когда московитъ овладѣлъ и занялъ городъ и замокъ Венденъ, тотъ Биринкъ не бездѣйствовалъ, а составилъ планъ отобрать со своею челядью городъ этотъ у московита. Собрались они ночью, въ числѣ 400 человѣкъ, неподалеку отъ замка на томъ мѣстѣ, гдѣ прежде шла сильнѣйшая пальба и которое московитъ снова укрѣпилъ деревяннымъ больверкомъ (тыномъ). Приставили они лѣстницы къ стѣнѣ въ этомъ мѣстѣ и, когда московиты предались сну, нѣсколько человѣкъ взобралось по лѣстницамъ на стѣну. Московиты и не замѣчали, что на стѣнѣ что-то движется. По лѣст-