Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/132

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ницамъ полѣзли и другіе, овладѣли замкомъ и бросились на городъ прежде чѣмъ бывшіе тамъ московиты проснулись. Московитъ въ полѣ плохой воинъ, но защищается въ городахъ упорно, потому-то нападающимъ было много дѣла съ московитами въ городѣ. Московиты позапирались въ каменныхъ домахъ, окопались и забарикадировались, поразобрали черепицу съ крышъ, защищались этою черепицею и въ то же время стрѣляли изъ ружей. Такимъ образомъ, весь слѣдующій день до самой ночи бились нѣмцы съ московитами, пока съ Божіею помощіею всѣ непріятели не были перебиты, сожжены въ домахъ, а остальные взяты въ плѣнъ.

Этотъ городъ Венденъ расположенъ красиво и весело. Въ орденскія времена онъ былъ главнымъ городомъ Ливоніи и резиденціею гданскаго магистра. Въ городѣ находился красивый, большой замокъ, въ окружности съ четверть мили, и московитъ часто подступалъ къ Вендену, но всякій разъ былъ принуждаемъ къ отступление съ потерею нѣсколькихъ тысячъ человѣкъ, такъ что Венденъ для московитовъ былъ мѣстомъ вполнѣ ненавистнымъ и словомъ, и дѣломъ.

Какъ скоро король узналъ подъ Гданскомъ о бѣдствіи, постигшемъ Ливонію, то, быть можетъ, и отступилъ бы отъ этого города, потому что и литовцы, и многіе польскіе паны склоняли его къ тому, но онъ боялся людскихъ наговоровъ и насмѣшекъ, и того, что гданчане, вслѣдствіе его отступленія, могли бы черезъ-чуръ уже возгордиться. А гданчане не такъ бы скоро склонились къ миру, если бы въ сильной вылазкѣ подъ Дерсавомъ (Тчовомъ) не потеряли 3,000 мѣщанъ и хорошихъ солдатъ и если бы не прибыли многіе курфюрсты и князья, посланные отъ римской имперіи, чтобы серьезно ужь приступить къ заключенію мира.

Условія мира были главнѣйшимъ образомъ къ тому направлены, чтобы гданчане заплатили королю Стефану знатную сумму денегъ. Не касаясь событій, происходившихъ во время продолжительной осады Гданска, такъ какъ не имѣю въ виду писать обстоятельную и обширную исторію оной, не могу не упомянуть про смѣлый подвигъ одного шкипера.

Когда поляки и венгры рѣшились штурмовать блокгаузъ у Гданска, и когда часть ихъ перешла черезъ мостъ, перекинутый въ этомъ мѣстѣ, а другая шла еще по этому мосту, шкиперъ тотъ снялъ свой корабль съ якоря, распустилъ паруса и пустилъ корабль при полномъ вѣтрѣ къ деревянному мосту. Тѣ какъ то и не замѣчаютъ, что плыветъ корабль и грозитъ имъ опасностью. Корабль налетѣлъ на мостъ и разрушилъ его: тѣ, что шли по мосту, большею частію утонули, а, которые перешли, были перебиты или взяты въ плѣнъ, а находившимся по сю сторону моста была отрѣзана дорога къ отступленію.

Тщетно гданчане надѣялись на помощь короля датскаго. Вое-