Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


винѣ поляковъ, подверглась бы мщенію московинта. О благодарности шведу и не думали, но еще шведскія орудія задержали для Вендена. Шведскій король хотя все это терпѣлъ, однако же, не молчалъ, но всегда своего требовалъ. Нынѣ король шведскій былъ бы утѣшенъ, если бы его своякъ, король польскій, знаменитый своими воинскими подвигами, пришелъ бы во всемъ къ соглашенію съ нимъ, королемъ шведскимъ, по родственному.

И то еще король польскій благоволитъ вспомнить, что онъ со шведскимъ вступилъ въ союзъ противъ московита ради совмѣстнаго нападенія и общей прибыли: шведскій не привыченъ къ венгерскимъ и италіанскимъ исключеніямъ, условіямъ, предоставленіямъ и объясненіямъ, и утверждать, будто при союзѣ имѣлись въ виду единственно наследственныя московитскія земли, а отнюдь не Ливонія, нельзя, ибо того нельзя доказать ни единою буквою. Было бы очень нескромно со стороны шведскаго короля, если бы онъ предложить столь разумному польскому королю отдать ему то, что онъ добылъ своимъ мечомъ. Словомъ, мнѣніе шведского короля таково: онъ не только не уступитъ хоть бы пяди земли, но напоминаетъ, чтобы ему отдали приданое и возвратили занятыя деньги съ процентами. И Господь Богъ и весь свѣтъ не осудятъ, если шведскій король будетъ домогаться своего другими средствами. Да къ тому же, развѣ король польскій не читалъ, какъ кимвры и готы вторглись въ Италію; Римъ разрушили и смѣлые подвиги совершили. Онъ вѣдь король тѣхъ самыхъ народовъ и съ Божіею милостію владѣетъ землями, которымъ присвоилъ титулъ королевства, а народъ его, благодаря Господа Бога, имѣетъ такое же мужественное сердце, какое было у его предковъ, чтобы не поддаться ни московиту, ни поляку.

Отвѣтъ этой задѣлъ за живое поляковъ, но тѣ промолчали и не припоминали его.

Въ это самое время перемиріе между Польшею, Іивоніею и Москвою сохранялось до варшавскаго сейма, происходившаго 4 октябри 1582 г. На этомъ сеймѣ большое московитское посольство подтвердило миръ присягою.

Шведъ продолжалъ войну съ московйтомъ, но въ полѣ ничего особеннаго между ними не произошло. Господинъ Понтусъ отправился въ Швецію, а его намѣстникъ, котораго онъ оставилъ подъ Нетенбуромъ Ѳрѣшекь, сильная крѣпость, принадлежавшая московитамъ) вздумалъ испытать своего счастія, думая, въ отсутствіи Понтуса, дать доказательства своего прилежанія. Но какъ онъ не имѣлъ на то яснаго приказанія и преступилъ предѣлы своего порученія, потому Господь Богъ и не далъ ему счастія, и онъ долженъ былъ отступить, не понеся, однако, потери.

Послѣ того московиты и шведы не разъ заключали перемиріе между собою на два и на три месяца. Московитъ всячески угова-