Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Потому ландтагъ, ради самаго Создателя, проситъ еще разъ его княжескую милость, дабы онъ ходатайствовалъ у его королевскаго величества объ отмѣнѣ предположенія касательно уничтоженія замковъ.

Что касается до ревизіи имѣній, то само земство желаетъ, чтобы таковая была произведена немедленно, тогда и окажется, что у нѣкоторыхъ имѣются лишь грамоты и печати на владѣніе, а другіе самовольно, во время военныхъ сумятицъ, позавладѣвали помѣстьями. Земство надѣется и всеподданнѣйше проситъ, чтобы каждому, по содержанію его доказательствъ было оказано равное право и справедливость.

Хотя кардиналъ и желаетъ сдѣлать, чрезъ Андрея Шпилля, свои возраженія противъ мнѣній и заявленій земства, но земство твердо стояло на своемъ и просило, чтобы его заявленія были доведены до свѣдѣнія короля, кь которому земство желаетъ отправить своихъ пословъ.

Независимо сего, все земство постановило произвести ревизію всей лифляндской земли, какою она осталась послѣ выхода московитовъ. Вслѣдствіе сего для ревизіи весь ливонскій край, за исключеніемъ герцогствъ курляндскаго и семигальскаго, курляндскаго епископства, которымъ владѣлъ герцогъ Магнусъ и земель, отошедшихъ къ Швеціи, быль раздѣленъ на три округа: перновскій, дерптскій и венденскій. Въ каждый округъ назначены ревизорами одинъ ливонецъ и одинъ чужеземецъ, именно: въ перновскій округъ былъ назначенъ Лаврентій Миллеръ, докторъ правъ, чужеземецъ, и Бернгардъ Гольцшухеръ ливонецъ; въ дерптскій Іоаннъ Дрелихъ иноземецъ и Вильгельмъ Детванъ ливонецъ; въ венденскій округъ Даніилъ Германъ иноземецъ и Фромгольдъ фонъ Тизенгаузенъ ливонецъ. Они обязаны были по каждому частному имѣнію освѣдомится о грамотахъ и печатяхъ на него, пересмотрѣть ихъ и сдѣлать опись. Эту опись слѣдовало представить его королевскому величеству, дабы онъ, какъ въ зеркалѣ, могъ видѣть обстоятельства, доходы и положеніе всей земли.

Въ то самое время, когда одни занялись ревизіею помѣстій, его княжеская милость, кардиналъ, снова взялся за судопроизводство въ Ливоніи и о всѣхъ насиліяхъ, какіе кто произвелъ за это время, онъ разузналъ и разсудилъ. Такъ, во время военныхъ смятеній, нѣкоторые польскіе военачальники, какъ напримѣръ, Дембинскій, Суходольскій, Полубѣнскій, Млодовскій и др., вторгались въ ливонскія земли и, подъ видомъ защиты ихъ, притѣсняли народъ и причиняли ему вредъ. Этимъ военачальникамъ Іоаннъ Бюрингъ, о которомъ было упомянуто выше, оказывалъ сопротивленіе и не только рыцарски дѣйствовалъ противъ московитовъ, но и съ поляками обращался по достоинству ихъ, защищая вдовъ и сиротъ. Кардиналу въ такихъ дѣлахъ было довольно хлопотъ.