Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/168

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ленная вновь церковь св. Іакова окрасится въ кровавый цвѣтъ. Такъ коса нашла на камень.

Какія дѣла іезуиты въ Ригѣ продѣлывали, хотя еще и не имѣли тутъ много власти, про то пильтенцы довольно знали и хорошо понимали, что съ ними будетъ, когда іезуиты войдутъ въ настоящую силу, потому они никоимъ образомъ не хотѣли поддаваться въ іезуитскія руки, предпочитая поголовно всѣмъ погибнуть, чѣмть отдаваться іезуитамъ. Кардиналъ также не хотѣлъ уступать и, видя что полковникъ Оборскій и большая часть его войска перебита, назначилъ маріенбургскаго гауптмана Пэнкославскаго (Маріенбургскій замокъ находился на московитской границѣ) полковникомъ и послалъ его съ отрядомъ войскъ противъ пильтенцевъ. Пэнкославскій выступилъ въ походъ и, посѣтивъ прежде всего герцога курляндскаго, объявилъ, что кардиналъ обѣщалъ ему, будто герцогъ сейчасъ же дастъ ему свое войско для совмѣстнаго дѣйствія противъ пильтенцевъ и потому онъ, Пэнкославскій, просилъ герцога послать кого либо изъ своихъ къ полковнику Бутлеру съ приказомъ, чтобы тотъ помогалъ польскому войску, когда въ томъ явится надобность. Вмѣстѣ съ тѣмъ Пэнкославскій проситъ герцога доставлять провіантъ польскому войску: за одну часть доставленнаго провіанта будутъ заплочены наличныя деньги, а другая часть будетъ, по распоряженію кардинала, возвращена герцогу изъ Риги натурою сколько чего было отпущено.

Все это не только удивило герцога, но и сильно затруднило. Послѣ долгихъ переговоровъ, онъ наконецъ далъ такой отвѣтъ, что, согласно обѣщанію, онъ поставилъ въ Виндавскомъ замкѣ сто человѣкъ конницы для наблюденія и охраны морскаго берега, но онъ, герцогъ, не можетъ приказать своимъ подданнымъ воевать съ пильтенцами, ибо на то такого королевскаго повелѣнія нѣтъ, да и самые пильтенцы и король датскій не объявлены врагами. Доставлять провіантъ онъ, герцогъ, также не можетъ, ибо польскіе отряды (президіи) входили въ Курляндію и большіе убытки причинили и въ скотѣ и въ хлѣбѣ.

Герцогъ былъ человѣкъ рѣшительный, но и раты (совѣтники) хорошо ему совѣтовали, когда говорили, что онъ не долженъ причинять ни себѣ, ни своимъ преемникамъ, ни всей землѣ никакого ущерба, каковой произошелъ бы, если бы онъ согласился на домогательства намѣстника. Ибо его герцогское высочество не зависитъ отъ приказаній или запрещеній кардинала, а долженъ ждать грамоты или приказа непосредственно отъ самого короля.

Вслѣдствіе всего этого, польскій начальникъ одинъ пощелъ на пильтенцевъ, которые не уклонились отъ военныхъ дѣйствій и въ первой же схваткѣ положили на мѣстѣ до полутораста поляковъ.

Въ это время полковникъ Фаренсбахъ, бывшій на Эзелѣ полковникомъ короля датскаго, послалъ отъ себя пословъ къ кардиналу попытаться, нельзя ли какъ нибудь помирить пильтенцевъ съ кардина-