Страница:Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том 4 (1883).djvu/42

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


это все имѣло видъ будто герцогъ Магнусъ долженъ былъ прислать Клаусу Курселю 200 нѣмецкихъ кнехтовъ изъ Аренсбурга въ городъ Ревель, ради чего Курсель имѣлъ уже переговоры съ герцогскими послами, которыхъ онъ велѣлъ провожать отъ Леаля съ 100 всадниками[1].

Переговоры между великимъ княземъ и герцогомъ Магнусомъ все продолжались, благодаря стараніямъ Іоанна Таубе и Эйлерта Краузе, а также совѣтниковъ герцога Магнуса и его придворнаго священника Христіана Шроффера. Герцогъ Магнусъ въ это время приготовлялся къ путешествію и въ 1570 году, въ великій четвергъ, прибылъ въ Дерптъ. Тамъ онъ былъ принятъ очень радушно и, пробывъ до четверга послѣ Троицы, отправился въ Москву. Вездѣ дорогой онъ былъ отлично принимаемъ и, когда прибылъ въ Москву, великій князь нѣсколько дней великолѣпно угощалъ его. Онъ и его свита были одарены разными богатыми подарками, какъ то: великолепными шубами, соболями, куницами, бѣличьими мѣхами, золотыми и серебряными вещами, бархатомъ и шелкомъ, всякой серебряной посудой и золотомъ, и онъ былъ объявленъ королемъ Ливоніи, а когда онъ прибылъ обратно въ Ливонію, то ему былъ переданъ Оберпаленъ. Это и составило все его королевство! Самое лучшее, что произошло при этой сдѣлкѣ было то, что многіе несчастные ливонцы были выпущены изъ плѣна[2].

Въ 1570 году, 21 августа, герцогъ Магнусъ съ тремя или четырьмя знаменами (отрядами) нѣмецкихъ рейтеровъ и нѣсколькими тысячами русскихъ, данныхъ ему великимъ княземъ, осадилъ городъ Ревель и сталъ обстрѣливать городъ всякими снарядами и большими каменными ядрами, большаго вреда городу не причинилъ; онъ также написалъ городу, предлагая сдаться ему и обѣщалъ большія льготы и угрожалъ жестокимъ насиліемъ, если они не захотятъ сдаться; но ревельцы не обратили вниманія ни на его милость, ни на его гнѣвъ.

Въ 1570 году, 16 октября, подъ Ревель пришло еще болѣе народу, по имени «априссы» (Aprissen — опричники), которые очень жестоко обращались съ бѣдными людьми, грабили, убивали и жгли.

Въ 1571 году, 12 января, лагерь еще увеличился прибытіемъ

  1. См. Приб. Сб. III, 182—194. Взятіе Ревеля Курселемъ, очевидно произошло съ предварительнаго соглашенія съ герцогомъ Магнусомъ, хотя Курсель и утверждалъ, что онъ и его приверженцы сдѣлали это потому, что уже часто обращались съ просьбою о полученіи слѣдуемаго имъ жалованія у намѣстника, но оставались неудовлетворенными, а между тѣмъ они задожали другимъ людямъ, которые и требовали съ нихъ возврата долга, поэтому имъ ничего болѣе не оставалось какъ только занять замокъ и удержать его, какъ залогъ. Эту отговорку не нашли удовлетворительною и Курсель скоро послѣ этого, именно 3 іюня 1570 года, былъ обезглавленъ.
  2. Другія подробности см. въ Приб. Сб. III, 188. Прим. пер.