Перейти к содержанию

Страница:Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-78 гг. Вып. 2. (1898).djvu/262

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

тали лишь на ½ разстоянія. Поэтому Кавказской бригадѣ оставалось только одно — подстерегать минуту отступленія турокъ на Ловчу. Удобная для этого мѣстность была на высотахъ между Радишевымъ и Гривицей; тамъ бригада и встала. Это было около 9 ч. утра. Въ это время ходъ боя измѣнился. Изъ Плевны, лежащаго въ лощинѣ, тянулись густыя колонны пѣхоты, прикрытыя густою цѣпью стрѣлковъ (за которою шла болѣе рѣдкая цѣпь наѣздниковъ), вслѣдъ за отступавшимъ Костромскимъ полкомъ; перестрѣлка начала смолкать: полкъ и батарея разстрѣляли всѣ свои патроны и заряды; Кавказская бригада поспѣшила къ лѣвому флангу Костромского полка и вмѣстѣ съ нимъ стала отступать къ Сгалевице. Когда прибыли туда, турки вновь заняли Гривицу и открыли оттуда артиллерійскій огонь. Раненыхъ начали перевязывать подъ этимъ огнемъ еще въ лощинѣ по дорогѣ въ Сгалевице. Полковой командиръ Костромского пѣх. полка былъ убитъ; команду надъ полкомъ принялъ батарейный командиръ, какъ старшій. Турки не преслѣдовали, а только провожали наше отступленіе артиллерійскимъ огнемъ, который смолкъ около 2 ч. дня.

Въ это время полк. Тутолминъ получилъ слѣдующую записку отъ команд. 9-й кав. дивизіи г.-м. Лашкарева: „Немедленно шибко двинуться въ тылъ туркамъ, наступающимъ изъ Плевны на Бресляницу“. Записка эта, полученная въ 2 ч. пополудни, писана была въ 7 ч. утра. Заключивъ изъ этого, что 1-я бригада 5-й пѣх. дивизіи къ 7 ч. утра, т. е. когда Костромской полкъ взялъ Гривицу, была уже въ полномъ отступленіи, и, имѣя въ виду, что записка уже сильно запоздала, полк. Тутолминъ не рѣшился оставить Костромской пѣх. полкъ, а остался при немъ.

Не найдя въ Сгалевице обоза и парка, перешедшихъ въ Турскій-Трестеникъ, Кавказская бригада и Костромской полкъ съ батареею перешли также туда, переночевали тамъ и рано утромъ 9 іюля получили приказаніе итти въ Булгарени и прикрыть находящійся тамъ мостъ, что и было исполнено. Съ 9 іюля полкъ съ батареею и Кавказскою бригадою тамъ спокойно и стоятъ.


Тот же текст в современной орфографии

тали лишь на ½ расстояния. Поэтому Кавказской бригаде оставалось только одно — подстерегать минуту отступления турок на Ловчу. Удобная для этого местность была на высотах между Радишевым и Гривицей; там бригада и встала. Это было около 9 ч. утра. В это время ход боя изменился. Из Плевны, лежащего в лощине, тянулись густые колонны пехоты, прикрытые густою цепью стрелков (за которою шла более редкая цепь наездников), вслед за отступавшим Костромским полком; перестрелка начала смолкать: полк и батарея расстреляли все свои патроны и заряды; Кавказская бригада поспешила к левому флангу Костромского полка и вместе с ним стала отступать к Сгалевице. Когда прибыли туда, турки вновь заняли Гривицу и открыли оттуда артиллерийский огонь. Раненых начали перевязывать под этим огнем ещё в лощине по дороге в Сгалевице. Полковой командир Костромского пех. полка был убит; команду над полком принял батарейный командир, как старший. Турки не преследовали, а только провожали наше отступление артиллерийским огнём, который смолк около 2 ч. дня.

В это время полк. Тутолмин получил следующую записку от команд. 9-й кав. дивизии г.-м. Лашкарева: «Немедленно шибко двинуться в тыл туркам, наступающим из Плевны на Бресляницу.» Записка эта, полученная в 2 ч. пополудни, писана была в 7 ч. утра. Заключив из этого, что 1-я бригада 5-й пех. дивизии к 7 ч. утра, т. е. когда Костромской полк взял Гривицу, была уже в полном отступлении, и, имея в виду, что записка уже сильно запоздала, полк. Тутолмин не решился оставить Костромской пех. полк, а остался при нём.

Не найдя в Сгалевице обоза и парка, перешедших в Турский-Трестеник, Кавказская бригада и Костромской полк с батареею перешли также туда, переночевали там и рано утром 9 июля получили приказание идти в Булгарени и прикрыть находящийся там мост, что и было исполнено. С 9 июля полк с батареею и Кавказскою бригадою там спокойно и стоят.