Страница:Сементовский, А. М. - Белорусские древности (СПб., 1890).djvu/24

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


какой-то пожилой человѣкъ, просилъ рыбака (имени мнѣ не называли) перевезти его на островъ и указать городище. Рыбакъ имѣя въ виду ночную пору, долго не соглашался, но когда пришлецъ далъ ему рубль серебромъ, перевезъ его на островъ. Лишь только они пришли къ самой срединѣ городища, какъ предъ ними, съ шумомъ и визгомъ раскрылись, однѣ за другими, трое желѣзныхъ дверей, и обнаружился склепъ. Войдя въ него, они увидѣли сидящую на стулѣ прекрасную боярыню, у ногъ ея двухъ хортовъ, а рядомъ, съ правой и лѣвой сторонъ, по закрому серебряныхъ и золотыхъ денегъ. Пришелецъ спокойно набравъ въ свой мѣшокъ серебра, удалился. Вышелъ за нимъ и рыбакъ, думая: приду-ка я завтра днемъ да наберу побольше золота. Съ разсвѣтомъ онъ дѣйствительно пришелъ на городище, но ни золота, ни серебра, ни прекрасной боярыни и ея вѣрныхъ псовъ, ни даже дверей желѣзныхъ и мура каменнаго и слѣдовъ не стало; а вмѣсто всего этого предъ нимъ, какъ и прежде возвышалась круглая земляная насыпь, изрытая мѣстами, то рукой искателя счастiя, то временемъ и ногами пасущагося скота.


Себежскiй уѣздъ.

Земляныя памятники здѣшней старины наиболѣе сгруппiровались въ юго-восточной части уѣзда, недалеко отъ гранiцъ Полоцкаго и Невельскаго. Въ особенности много ихъ на земляхъ Жанвильскаго сельскаго общества, возлѣ мостика рѣки Великой. Въ сообщенныхъ намъ свѣдѣнiяхъ упоминается о четырехъ городищахъ и 270 могилахъ, называемыхъ мѣстными жителями сопками.

Первое изъ городищъ, не имѣющее особаго названiя, находится въ районѣ земель казеннаго имѣнiя Утюжицы, въ урочищѣ Заборищѣ, при рѣкѣ Бороухѣ, въ полуверстѣ, на сѣверъ отъ корчмы того же имени; второе извѣстное подъ именемъ Иваниха, находится въ томъ же именiи и мѣстности и въ такомъ же разстоянiи отъ корчмы Бороухи, но на западѣ, саженяхъ въ полутораста отъ дороги, идущей изъ Утюжицы въ мѣстечко Юхновичи. Оба эти городища круглой формы, со входами съ юго-запада. Окопы ихъ представляютъ два концентрическiе круга, при ширинѣ рвовъ отъ 4½ до 6 аршинъ; окружность каждаго около ста саженъ.

Въ народномъ преданiи нѣтъ никакихъ историческихъ указанiй ни на эпоху, ни на народъ, а тѣмъ болѣе на лицъ, оставившихъ по себѣ эти слѣды; но судя по легендарнымъ разсказамъ мѣстныхъ старожилъ, приписывающихъ постройку городищъ какимъ-то богатырямъ, называемымъ асилками, должно полагать что сооруженiя эти принадлежатъ весьма отдаленной эпохѣ. Къ такому заключенiю можно отчасти придти и по живущему между народомъ вѣрованiю, что строившие городища богатыри, при недостаткѣ топоровъ, созидали укрѣпленiя небольшiмъ количествомъ этихъ орудiй, не соотвѣтствовавшимъ числу работниковъ, и потому, въ случаѣ нужды въ топорѣ на одномъ городищѣ, орудiе это не переносили, а перебрасывали туда съ другого городища. Кажется не будетъ ошибочно, если сооруженiя эти отнесемъ

Тот же текст в современной орфографии

какой-то пожилой человек, просил рыбака (имени мне не называли) перевезти его на остров и указать городище. Рыбак имея в виду ночную пору, долго не соглашался, но когда пришлец дал ему рубль серебром, перевез его на остров. Лишь только они пришли к самой средине городища, как пред ними, с шумом и визгом раскрылись, одни за другими, трое железных дверей, и обнаружился склеп. Войдя в него, они увидели сидящую на стуле прекрасную боярыню, у ног её двух хортов, а рядом, с правой и левой сторон, по закрому серебряных и золотых денег. Пришелец спокойно набрав в свой мешок серебра, удалился. Вышел за ним и рыбак, думая: приду-ка я завтра днем да наберу побольше золота. С рассветом он действительно пришел на городище, но ни золота, ни серебра, ни прекрасной боярыни и её верных псов, ни даже дверей железных и мура каменного и следов не стало; а вместо всего этого пред ним, как и прежде возвышалась круглая земляная насыпь, изрытая местами, то рукой искателя счастья, то временем и ногами пасущегося скота.


Себежский уезд.

Земляные памятники здешней старины наиболее сгруппировались в юго-восточной части уезда, недалеко от границ Полоцкого и Невельского. В особенности много их на землях Жанвильского сельского общества, возле мостика реки Великой. В сообщенных нам сведениях упоминается о четырех городищах и 270 могилах, называемых местными жителями сопками.

Первое из городищ, не имеющее особого названия, находится в районе земель казенного имения Утюжицы, в урочище Заборище, при реке Бороухе, в полуверсте, на север от корчмы того же имени; второе известное под именем Иваниха, находится в том же имении и местности и в таком же расстоянии от корчмы Бороухи, но на западе, саженях в полутораста от дороги, идущей из Утюжицы в местечко Юхновичи. Оба эти городища круглой формы, со входами с юго-запада. Окопы их представляют два концентрические круга, при ширине рвов от 4½ до 6 аршин; окружность каждого около ста сажен.

В народном предании нет никаких исторических указаний ни на эпоху, ни на народ, а тем более на лиц, оставивших по себе эти следы; но судя по легендарным рассказам местных старожил, приписывающих постройку городищ каким-то богатырям, называемым асилками, должно полагать что сооружения эти принадлежат весьма отдаленной эпохе. К такому заключению можно отчасти придти и по живущему между народом верованию, что строившие городища богатыри, при недостатке топоров, созидали укрепления небольшим количеством этих орудий, не соответствовавшим числу работников, и потому, в случае нужды в топоре на одном городище, орудие это не переносили, а перебрасывали туда с другого городища. Кажется не будет ошибочно, если сооружения эти отнесем