Страница:Собрание гражданских законов губерний Царства Польского.pdf/303

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



1327. Если сумма, означенная в самом акте, разнится от суммы, означенной рядом с словом «признаю», то предполагается, что обязательство имеет предметом мень­шую сумму, даже и в том случае, когда самый акт и слово «признаю» вполне написаны рукой лица, принявшего на себя обязательство, разве было бы доказано, где именно произошла ошибка.

1328. Частные акты, относительно силы их против треть­их лиц, считаются совершенными лишь со дня внесения их в публичные реестры, или со дня смерти того лица, либо одного из тех лиц, которые подписали акты, или же с того времени, когда содержание оных удостоверено по­средством актов, совершенных подлежащими должностны­ми лицами, каковы протоколы опечатания или описи.

1329. Купеческие книги не составляют, против лиц не­торгового звания, доказательства о тех поставках товаров, которые в те книги внесены; изъятия из этого правила указаны ниже относительно присяги.

1330. Книги лиц торгового звания составляют доказа­тельство против них самих; но тот, кто ссылается на эти книги, не вправе выделять в них того, что служит не в пользу его претензии.

1331. Домашние реестры и бумаги не имеют силы дока­зательства в пользу того, кто их писал. Они составляют доказательство против него:

1) когда в них положительно заявляется о полученном платеже;

2) когда в них положительно упоминается, что внесение в книгу сделано именно для восполнения недостатка доку­мента в пользу того лица, к выгоде которого делается за­явление о существовании обязательства.

1332. Отметка, сделанная кредитором в конце, или на полях, или на обороте документа, который всегда находил­ся у него, составляет доказательство, хотя бы она не была им подписана и помечена числом, если только имеет целью освобождение должника.

То же самое относится к отметке, сделанной кредитором на обороте, или на полях, или в конце дубликата доку-