Страница:Собрание сочинений К. М. Станюковича. Т. 1 (1897).djvu/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


3

занностей. Вся его жизнь была, такъ сказать, поглощена однимъ адмираломъ, заботами, чтобы все было сдѣлано во время, чтобы въ комнатахъ была чистота, напоминающая чистоту корабельной палубы, и неодолимымъ, вѣчно напоминающимъ о себѣ страхомъ адмиральскаго гнѣва. Казалось, лично о себѣ Никандръ и не думалъ и собственныхъ интересовъ не имѣлъ, а существовалъ на бѣломъ свѣтѣ исключительно для адмирала. И только въ послѣднее время, когда слухи о волѣ стали настойчивѣе, на сдержанномъ мрачномъ лицѣ Никандра появлялось по временамъ какое-то загадочное выраженіе не то радости, не то недоумѣнія.

Онъ неизмѣнно просыпался въ пять часовъ утра всегда съ тревожной мыслью: не проспалъ ли? Торопливо одѣвшись, Никандръ въ своемъ затертомъ гороховомъ сюртукѣ и въ мягкихъ войлочныхъ башмакахъ начиналъ мести комнаты и что-нибудь убиралъ или чистилъ вплоть до полудня. Съ полудня онъ неизмѣнно облекался въ черную пару и снова находилъ себѣ работу до обѣда, когда вмѣстѣ съ другимъ слугой подавалъ къ столу. Затѣмъ онъ убиралъ серебро и посуду (все было у него на рукахъ и подъ его отвѣтственностью), подавалъ чай и успокаивался только въ одиннадцать часовъ, когда адмиралъ обыкновенно ложился спать, и всѣ въ домѣ облегченно вздыхали. Тогда Никандръ уходилъ въ свою каморку (на половинѣ адмиральши служилъ другой лакей), и, прочитавъ „Отче нашъ“, укладывался на своей койкѣ и засыпалъ, какъ и просыпался, опять-таки съ тревожными мыслями, на этотъ разъ о завтрашнемъ днѣ: о томъ, напримѣръ, что надо завтра приготовить мундиръ, надѣть ордена и звѣзды, сходить къ портному, взять изъ починки старый адмииральскій сюртукъ и доложить адмиралу, что запасъ сахара на исходѣ.

Прочіе слуги въ домѣ уважали и любили Никандра, и всѣ звали его по имени и отчеству. Онъ былъ добрый и справедливый человѣкъ, нисколько не гордился своимъ званіемъ камердинера и старшаго слуги и хотя былъ требователенъ и случалось, ругалъ за лодырство, но никогда не ябедничалъ и не подводилъ своего брата. Напротивъ! Бывало, что онъ являлся заступникомъ и принималъ на себя чужія вины.