Страница:Собрание сочинений Марка Твэна (1896) т.1.djvu/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


лоскомъ его собственныхъ чувствъ и мнѣній. Жалость, прорывавшуюся въ тонѣ голоса, въ горячихъ словахъ американца, раздѣлялъ когда-то онъ самъ и умѣлъ такъ краснорѣчиво выражать ее, затрогивая вопросъ объ униженной меньшей братіи.

По дорогѣ домой, оба товарища были задумчивы и молчаливы. Трэси ни за что не прервалъ бы этого молчанія; онъ стыдился самого себя и угрызенія совѣсти не давали ему покоя.

«Да, какъ все это нелѣпо, какъ страшно нелѣпо! — думалъ онъ про себя. — И сколько низости, себялюбія, роняющаго человѣческое достоинство, кроется въ стремленіи цѣпляться за всѣ эти незаслуженныя почести, за это… О, чортъ возьми, только презрѣнная тварь»…

— Ну, ужь какую дичь поролъ сегодня дуралей Томпкинсъ!..

Это внезапное восклицаніе Барроу обдало деморализованную душу Трэси освѣжительной волною. То, были самыя сладостныя слова для юнаго колеблющагося отступника, потому что они смывали съ него позоръ, а это неоцѣненная услуга, когда мы не находимъ оправданія передъ самымъ строгимъ судьею — своей собственной совѣстью.

— Зайдите ко мнѣ въ комнату выкурить трубочку, Трэси.

Трэси ждалъ этого приглашенія и собирался его отклонить, но теперь ужасно ему обрадовался. Неужели рѣчь Томпкинса, приводившую его въ такое отчаяніе, можно серьезно оспаривать? Онъ горѣлъ нетерпѣніемъ услышать доводы Барроу противъ оратора и съ этой цѣлью рѣшилъ вызвать товарища на споръ — избитый маневръ, который, какъ извѣстно, въ большинствѣ случаевъ оказывается удачнымъ.

— Почему же вамъ не нравится рѣчь Томпкинса, Барроу?

— О, этотъ пустомеля выпустилъ изъ виду главный факторъ человѣческаго характера. Онъ требуетъ отъ другихъ того, чего не сдѣлаетъ самъ.

— Вы полагаете…

— Что тутъ полагать! Это очень просто. Томпкинсъ, кузнецъ, чернорабочій, обремененъ семьей, работаетъ, какъ волъ, изъ-за куска хлѣба. Но, представьте себѣ, что вдругъ, по волѣ капризной судьбы, онъ дѣлается наслѣдникомъ графскаго титула и ежегоднаго дохода въ полмилліона долларовъ. Что тогда сдѣлаетъ этотъ краснобай?

— Конечно, откажется отъ наслѣдства.

— Какъ бы не такъ! Онъ уцѣпится за него обѣими руками.

— Неужели вы думаете, что онъ способенъ на это?

— Не думаю, а знаю.

— Почему?