Страница:Собрание сочинений Марка Твэна (1898) т.8.djvu/125

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


смертныхъ были согласны, что маленькому королю лучше всего сдѣлать выборъ какъ можно скорѣе. Поэтому былъ изданъ эдикта, въ которомъ приказывалось всѣмъ лицамъ, владѣющимъ какими бы то ни было поющими тварями, представить ихъ въ главную залу дворца, въ первый день новаго года. Приказаніе это было исполнено. Когда все было готово, король вошелъ въ залу въ сопровожденіи высшихъ лицъ государства, въ парадныхъ мундирахъ. Король возсѣлъ на золотой тронъ и приготовился произнести свое сужденіе. Но тутъ онъ сказалъ:

— Эти созданія поютъ всѣ сразу и производятъ невыносимый гвалтъ. Что можно выбрать среди такого гама? Возьмите ихъ всѣхъ вонъ и приводите ко мнѣ по одному.

Такъ и было сдѣлано. Одинъ за другимъ сладостные голоса пернатыхъ пѣвцовъ ласкали королевское ухо, но ни на одномъ изъ нихъ не остановился его выборъ. Драгоцѣнныя минуты уходили, а королю все труднѣе и труднѣе становилось выбрать среди такого множества чудныхъ пѣвцовъ, тѣмъ болѣе трудно, что предсказанная ошибка не выходила у него изъ головы и чувство это было такъ ужасно, что онъ боялся вѣрить собственнымъ ушамъ. Онъ сдѣлался нервнымъ и началъ высказывать безпокойство. Министры его увидѣли это, такъ какъ они ни на минуту не спускали съ него глазъ. Наконецъ, они начали говорить про себя:

— Онъ потерялъ мужество, хладнокровіе его исчезло. Онъ ошибется. Погибъ онъ, погибла его династія, погибъ его народъ!

Прошелъ часъ. Король нѣсколько времени сидѣлъ молча, затѣмъ сказалъ:

— Принесите еще разъ коноплянку.

Коноплянка залилась своей ликующей пѣсней. Въ срединѣ ея король готовъ ужѣ былъ поднять скипетръ, въ знакъ избранія, но сдержался и сказалъ:

— Нѣтъ, нужно быть вполнѣ увѣреннымъ. Принесите-ка дрозда; пусть они споютъ вмѣстѣ.

Дрозда принесли и обѣ птицы запѣли сразу свои чудныя пѣсни. Король колебался, однако, все болѣе и болѣе склонялся въ сторону коноплянки; это было замѣтно по выраженію его лица. Надежда воскресла въ сердцахъ старыхъ министровъ, пульсъ ихъ началъ биться сильнѣе, скипетръ началъ тихо подниматься… вдругъ!..

Произошло ужаснѣйшее безобразіе: король былъ прерванъ слѣдующими, раздавшимися за дверью звуками:

— Уоу… хи!-Уоу… хи-Уоу-хи! Уоу-хи-уоу-хи!

Всѣ страшно перепугались и сердились на себя за то, что выказали свой страхъ.

Черезъ секунду прелестнѣйшая маленькая крестьянская дѣ-