Страница:Современная жрица Изиды (Соловьев).pdf/198

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

чего бы это ни стоило; но не хорошо желать покинуть свою сферу безъ особой нужды и отдавать свою жизнь, когда долгъ того не требуетъ. Истина — всегда истина, хотя бы исходила отъ безумца. Лордъ Байронъ могъ быть очень безнравственнымъ человѣкомъ, но тѣмъ не менѣе онъ возвѣстилъ великія истины.

Всякій, кто объявляетъ себя неспособнымъ содѣйствовать великому, все развивающему дѣлу природы, и безполезнымъ въ мірѣ — богохульствуетъ. Онъ лжетъ ужь даже потому, что существуетъ, потому что онъ есть слѣдствіе бывшихъ причинъ и причина будущихъ неисчислимыхъ послѣдствій. Каждому мыслителю тяжело думать о томъ, какъ мало пользы приноситъ его существованіе.

Ужасно понимать добро, истину, красоту, необходимость многихъ существенныхъ реформъ въ строѣ человѣческаго общества — и чувствовать себя безсильнымъ провести свои мысли и осуществить свое желаніе.

Но все же необходимо успокоиться на томъ, что такъ какъ ничто не пропадаетъ и не исчезаетъ въ природѣ, какъ въ сферѣ физической, такъ и въ сферѣ интеллектуальной, — то ужь одинъ фактъ познанія добра и любви къ нему долженъ производить благія послѣдствія, хоть мы и не можемъ дать себѣ отчета, какимъ способомъ это происходитъ, посредствомъ какихъ комбинацій природа творитъ это.

Никто, однако, не можетъ сотворить полное благо, достаточно совершить и лучшее.

«Жизнь — долгая агонія» — но если смотрѣть на вещи философски (а смотрѣть такъ именно и необходимо), надо признаться, что въ оккультизмѣ (occulte — тайный, потаенный) можно найти большія утѣшенія.

Въ силу закона причинности, составляющаго основу этого ученія, извѣстно, что наши земныя страданія — нечто иное, какъ слѣдствіе прежнихъ причинъ, дѣйствіе которыхъ, такимъ образомъ, можетъ быть ослаблено, смягчено, измѣнено приложеніемъ противуположныхъ причинъ, т. е. поступками, дѣйствіями, согласными съ природными законами.

Тот же текст в современной орфографии

чего бы это ни стоило; но нехорошо желать покинуть свою сферу без особой нужды и отдавать свою жизнь, когда долг того не требует. Истина — всегда истина, хотя бы исходила от безумца. Лорд Байрон мог быть очень безнравственным человеком, но тем не менее он возвестил великие истины.

Всякий, кто объявляет себя неспособным содействовать великому, все развивающему делу природы, и бесполезным в мире — богохульствует. Он лжет уж даже потому, что существует, потому что он есть следствие бывших причин и причина будущих неисчислимых последствий. Каждому мыслителю тяжело думать о том, как мало пользы приносит его существование.

Ужасно понимать добро, истину, красоту, необходимость многих существенных реформ в строе человеческого общества — и чувствовать себя бессильным провести свои мысли и осуществить свое желание.

Но все же необходимо успокоиться на том, что так как ничто не пропадает и не исчезает в природе, как в сфере физической, так и в сфере интеллектуальной, — то уж один факт познания добра и любви к нему должен производить благие последствия, хоть мы и не можем дать себе отчета, каким способом это происходит, посредством каких комбинаций природа творит это.

Никто, однако, не может сотворить полное благо, достаточно совершить и лучшее.

«Жизнь — долгая агония», — но если смотреть на вещи философски (а смотреть так именно и необходимо), надо признаться, что в оккультизме (occulte — тайный, потаенный) можно найти большие утешения.

В силу закона причинности, составляющего основу этого учения, известно, что наши земные страдания — не что иное, как следствие прежних причин, действие которых, таким образом, может быть ослаблено, смягчено, изменено приложением противоположных причин, то есть поступками, действиями, согласными с природными законами.