Страница:Софист (Платон, 1907).pdf/19

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 12 —

пое, неизмѣнное, общее, что мы находимъ какъ бы запечатлѣтшымъ въ вещахъ, и что составляетъ единственный объектъ нашего знанія, и съ другой стороны, истинное орудіе для достиженія искомаго, т. е. безусловнаго.

Благодаря цѣлому міру идей, кроющихся въ нашей душѣ, все знаніе дѣйствительно уже находится въ каждомъ изъ насъ какъ бы въ дремлющемъ состояніи, пробуждаясь по поводу внѣшней дѣйствительности, служащей толчкомъ п первымъ исходнымъ пунктомъ при его построеніи. Исходя изъ этой дѣйствительности, мы начинаемъ затѣмъ вращаться всецѣло въ сферѣ чистыхъ умственныхъ опредѣленій, постигая, въ силу тожества бытія и мышленія, черезъ нихъ и въ нихъ истинно-сущее, недоступное непосредственно никакому воспріятію. Эти опредѣленія, или понятія, представляющія раскрытіе одного высшаго понятія блага, находятся въ такихъ же соотношеніяхъ между собою, въ какихъ находятся и идеи онтологическаго значенія. Оттого-то изъ нихъ и можно построить систему, или міръ, единый, стройный и цѣлый, адэкватпый міру истинно-сущаго.

На вопросъ: откуда у насъ идеи, Платонъ точнаго отвѣта не далъ, а лишь укрылся за орфико-пиѳагорейское воззрѣніе о перевоплощеніи душъ, т. е. укрылся, собственно, за миѳъ. Этотъ вопросъ, однако, можно было бы, стоя на почвѣ Платоновой философіи, объяснить такъ: разъ въ числѣ законовъ, или идей, насъ опредѣляющихъ, есть такіе, которые обусловливаютъ наше сознаніе, то мы вслѣдствіе этого сознаемъ, сначала хотя и смутно, все, что опредѣляетъ насъ. Встрѣчая во внѣшней дѣйствительности то же обусловливающее, какое находимъ въ себѣ, наше сознаніе проясняется, выходитъ изъ своего дремлющаго состоянія, π мы начинаемъ путь познанія для идей и ради идей, (понимаемыхъ въ онтологическомъ смыслѣ), черезъ идеи и посредствомъ идей, (понимаемыхъ въ гносеологическомъ ихъ значеніи).

Переходъ отъ одного .понятія къ другому, къ высшему, и построеніе изъ нихъ системы, тожественной истинно-сущему, совершается при помощи логическаго процесса сужденія, по взгляду Платона, самаго важнаго и совершеннаго орудія познанія. Каждое сужденіе, отвѣчающее научнымъ требованіямъ, есть такое соединеніе, или сочетаніе, понятій, въ которомъ мы менѣе общему приписываемъ нѣчто болѣе общее. То понятіе, которое составляетъ субъ-


Тот же текст в современной орфографии

пое, неизменное, общее, что мы находим как бы запечатлетшым в вещах, и что составляет единственный объект нашего знания, и с другой стороны, истинное орудие для достижения искомого, т. е. безусловного.

Благодаря целому миру идей, кроющихся в нашей душе, всё знание действительно уже находится в каждом из нас как бы в дремлющем состоянии, пробуждаясь по поводу внешней действительности, служащей толчком п первым исходным пунктом при его построении. Исходя из этой действительности, мы начинаем затем вращаться всецело в сфере чистых умственных определений, постигая, в силу тожества бытия и мышления, через них и в них истинно-сущее, недоступное непосредственно никакому восприятию. Эти определения, или понятия, представляющие раскрытие одного высшего понятия блага, находятся в таких же соотношениях между собою, в каких находятся и идеи онтологического значения. Оттого-то из них и можно построить систему, или мир, единый, стройный и целый, адэкватпый миру истинно-сущего.

На вопрос: откуда у нас идеи, Платон точного ответа не дал, а лишь укрылся за орфико-пифагорейское воззрение о перевоплощении душ, т. е. укрылся, собственно, за миф. Этот вопрос, однако, можно было бы, стоя на почве Платоновой философии, объяснить так: раз в числе законов, или идей, нас определяющих, есть такие, которые обусловливают наше сознание, то мы вследствие этого сознаем, сначала хотя и смутно, всё, что определяет нас. Встречая во внешней действительности то же обусловливающее, какое находим в себе, наше сознание проясняется, выходит из своего дремлющего состояния, π мы начинаем путь познания для идей и ради идей, (понимаемых в онтологическом смысле), через идеи и посредством идей, (понимаемых в гносеологическом их значении).

Переход от одного .понятия к другому, к высшему, и построение из них системы, тожественной истинно-сущему, совершается при помощи логического процесса суждения, по взгляду Платона, самого важного и совершенного орудия познания. Каждое суждение, отвечающее научным требованиям, есть такое соединение, или сочетание, понятий, в котором мы менее общему приписываем нечто более общее. То понятие, которое составляет суб-