Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 4, 1863.pdf/207

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
202
ПИРЪ.

усвояли ему. Вѣдь и здѣсь[1] такимъ же образомъ, какъ тамъ, природа смертная, по возможности, старается быть всегдашнею и безсмертною; а возможность ея заключается только въ этомъ способѣ — чрезъ рожденіе оставлять молодое вмѣсто стараго; ибо и въ то время, когда каждое животное называется живущимъ и тѣмъ же самымъ, какбы оно съ дѣтства и до старости удерживало свое тожество, въ немъ, и при этомъ тожествѣ, никогда не имѣется того же самаго, но всегда E. приходитъ обновленіе и потеря въ волосахъ, въ плоти, въ костяхъ, въ крови и во всемъ тѣлѣ. Да и не въ тѣлѣ только, но и въ душѣ — ни нравы, ни привычки, ни мнѣнія, ни пожеланія, ни удовольствія, ни скорби, ни опасенія, — ничто такое никогда, у кого бы то ни было, не остается тѣмъ же, но одно раждается, другое исчезаетъ. А еще гораздо страннѣе этого, что и изъ познаній у насъ одни сохраняются, а 208. другія исчезаютъ, и что даже въ отношеніи къ нимъ мы никогда не остаемся тѣми же, но каждое наше познаніе подвергается одинакой участи; потому что, когда бываетъ размышленіе, тогда познаніе уходитъ[2] — такъ какъ забвеніе есть удаленіе познанія, а размышленіе, впечатлѣвая опять новое, вмѣсто ушедшаго, хранитъ память о познаніи, — и намъ кажется, будто оно — то же самое. Такимъ образомъ сохраняется все смертное, не въ томъ смыслѣ, будто бы оно всегда было совершенно тожественное, подобно божественному, а въ томъ, B. что отходящее и состарѣвающееся оставляетъ по себѣ другое — новое, каково было само. Вотъ способъ, Сократъ, сказала она, которымъ смертное дѣлается причастнымъ безсмертія[3], — какъ тѣло, такъ и все прочее; другой невозможенъ.

  1. Здѣсь, то-есть въ царствѣ животныхъ; тамъ, то-есть у людей.
  2. Когда бываетъ размышленіе, тогда познаніе уходитъ. Здѣсь указывается на удивительное дѣйствіе памяти, которая, собственно говоря, есть забвеніе всѣхъ прочихъ познаній, когда мы размышляемъ объ одномъ изъ нихъ. Понятіе о забвеніи излагается въ Филебѣ. Впрочемъ познаніемъ Платонъ называетъ здѣсь не то познаніе абсолютное, которое у него постоянно и неизмѣнно, а частное, получаемое отвнѣ.
  3. Смертное дѣлается причастнымъ безсмертія. Такъ различаетъ Платонъ
Тот же текст в современной орфографии

усвояли ему. Ведь и здесь[1] таким же образом, как там, природа смертная, по возможности, старается быть всегдашнею и бессмертною; а возможность её заключается только в этом способе — чрез рождение оставлять молодое вместо старого; ибо и в то время, когда каждое животное называется живущим и тем же самым, как бы оно с детства и до старости удерживало свое тожество, в нём, и при этом тожестве, никогда не имеется того же самого, но всегда E. приходит обновление и потеря в волосах, в плоти, в костях, в крови и во всём теле. Да и не в теле только, но и в душе — ни нравы, ни привычки, ни мнения, ни пожелания, ни удовольствия, ни скорби, ни опасения, — ничто такое никогда, у кого бы то ни было, не остается тем же, но одно рождается, другое исчезает. А еще гораздо страннее этого, что и из познаний у нас одни сохраняются, а 208. другие исчезают, и что даже в отношении к ним мы никогда не остаемся теми же, но каждое наше познание подвергается одинаковой участи; потому что, когда бывает размышление, тогда познание уходит[2] — так как забвение есть удаление познания, а размышление, впечатлевая опять новое, вместо ушедшего, хранит память о познании, — и нам кажется, будто оно — то же самое. Таким образом сохраняется всё смертное, не в том смысле, будто бы оно всегда было совершенно тожественное, подобно божественному, а в том, B. что отходящее и состаревающееся оставляет по себе другое — новое, каково было само. Вот способ, Сократ, сказала она, которым смертное делается причастным бессмертия[3], — как тело, так и всё прочее; другой невозможен.

————————————

  1. Здесь, то есть в царстве животных; там, то есть у людей.
  2. Когда бывает размышление, тогда познание уходит. Здесь указывается на удивительное действие памяти, которая, собственно говоря, есть забвение всех прочих познаний, когда мы размышляем об одном из них. Понятие о забвении излагается в Филебе. Впрочем познанием Платон называет здесь не то познание абсолютное, которое у него постоянно и неизменно, а частное, получаемое отвне.
  3. Смертное делается причастным бессмертия. Так различает Платон