Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 5, 1879.pdf/541

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
534
СОФИСТЪ.

будь, не будучи цѣлымъ; ибо, при какомъ либо количествѣ, насколько оно есть, настолько необходимо быть ему цѣлымъ.

Теэт. Совершенно такъ.

E.Ин. Да тому, кто полагаетъ существующее либо въ двухъ, либо только въ одномъ, откроется, что и иное весьма многое возбуждаетъ безконечныя недоумѣнія.

Теэт. Это почти явно и изъ того, что̀ теперь уже проглядываетъ: вѣдь одно ведетъ за собой другое, и только больше и труднѣе насъ запутываетъ въ отношеніи къ тому, о чемъ мы все говорили.

Ин. Изъ тѣхъ, которые входятъ въ тонкія изслѣдованія относительно существующаго и не существующаго, мы разсмотрѣли, конечно, не всѣхъ, — но этого достаточно; теперь надобно обратить вниманіе[1] на говорящихъ иначе, чтобы узнать отъ тѣхъ и другихъ, что нисколько не легче не существующаго 246. высказать существующее, что̀ такое оно.

Теэт. Да, слѣдуетъ направиться и къ этимъ.

Ин. А у нихъ-то, судя по возраженіямъ съ той и другой стороны касательно сущности, происходитъ какъ будто борьба гигантовъ.

Теэт. Какъ такъ?

Ин. Одни съ неба и изъ міра невидимаго все влекутъ на землю, обнимая руками просто камни и дубы[2]; потому что, хватаясь за все подобное, они утверждаютъ, что только то существуетъ, что приражается и подлежитъ какому либо

  1. Здѣсь разумѣются тѣ философы, которые изслѣдывали τὸ ὄν или τὰ ὄντα и старались опредѣлить начала вещей. Въ числѣ этихъ философовъ приходятъ иностранцу на мысль іонійцы, элейцы, Гераклитъ, Эмпедоклъ. Имѣетъ онъ въ виду и другихъ, которые тонко изслѣдовали вопросъ о не существующемъ и объ отношеніи между существующимъ и не существующимъ: къ этому ряду мыслителей относились элейцы и мегарцы. Но были еще и такіе, которые утверждали, что не существующаго и мыслить невозможно: сюда относились Горгіасъ, Протагоръ, Антисѳенъ и др. Этихъ-то послѣднихъ, говоритъ, разсмотрѣлъ онъ не всѣхъ, и говоритъ весьма справедливо.
  2. Философъ картинно изображаетъ и тонко осмѣиваетъ здѣсь, кромѣ современныхъ атомистовъ, по видимому, особенно Аристиппа, что̀ хорошо объясняетъ и Шлейермахеръ (Prooem. ad Sophist. p. 135 et Theaet. p. 183).
Тот же текст в современной орфографии

будь, не будучи целым; ибо, при каком-либо количестве, насколько оно есть, настолько необходимо быть ему целым.

Теэт. Совершенно так.

E.Ин. Да тому, кто полагает существующее либо в двух, либо только в одном, откроется, что и иное весьма многое возбуждает бесконечные недоумения.

Теэт. Это почти явно и из того, что̀ теперь уже проглядывает: ведь одно ведет за собой другое, и только больше и труднее нас запутывает в отношении к тому, о чём мы всё говорили.

Ин. Из тех, которые входят в тонкие исследования относительно существующего и не существующего, мы рассмотрели, конечно, не всех, — но этого достаточно; теперь надобно обратить внимание[1] на говорящих иначе, чтобы узнать от тех и других, что нисколько не легче не существующего 246. высказать существующее, что̀ такое оно.

Теэт. Да, следует направиться и к этим.

Ин. А у них-то, судя по возражениям с той и другой стороны касательно сущности, происходит как будто борьба гигантов.

Теэт. Как так?

Ин. Одни с неба и из мира невидимого всё влекут на землю, обнимая руками просто камни и дубы[2]; потому что, хватаясь за всё подобное, они утверждают, что только то существует, что приражается и подлежит какому-либо

——————

  1. Здесь разумеются те философы, которые исследывали τὸ ὄν или τὰ ὄντα и старались определить начала вещей. В числе этих философов приходят иностранцу на мысль ионийцы, элейцы, Гераклит, Эмпедокл. Имеет он в виду и других, которые тонко исследовали вопрос о не существующем и об отношении между существующим и не существующим: к этому ряду мыслителей относились элейцы и мегарцы. Но были еще и такие, которые утверждали, что не существующего и мыслить невозможно: сюда относились Горгиас, Протагор, Антисфен и др. Этих-то последних, говорит, рассмотрел он не всех, и говорит весьма справедливо.
  2. Философ картинно изображает и тонко осмеивает здесь, кроме современных атомистов, по-видимому, особенно Аристиппа, что̀ хорошо объясняет и Шлейермахер (Prooem. ad Sophist. p. 135 et Theaet. p. 183).