Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/292

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
287
ПАРМЕНИДЪ.

ное — въ томъ же? — Не захочетъ. — Слѣдовательно, если отличное никогда не бываетъ въ томъ же, то нѣтъ ничего изъ существенностей, въ чемъ отличное пребывало бы когда нибудь; ибо если бы оно было въ чемъ нибудь E. когда нибудь, то тѣмъ временемъ отличное было бы въ томъ же. Не такъ ли? — Такъ. — А какъ оно никогда не бываетъ въ томъ же, то и ни въ чемъ существенномъ никогда не можетъ быть[1] отличнаго. — Правда. — Стало быть, отличное не находится ни въ томъ, что̀ не одно, ни въ одномъ. — Ужъ конечно, нѣтъ. — Поэтому не чрезъ отличное-то будетъ отлично одно — отъ того, что̀ не одно, и то, что̀ не одно, — отъ одного. — Конечно, нѣтъ. — Но, не пріобщаясь отличнаго, они даже и чрезъ самихъ-то себя взаимно не будутъ отличны. — Ка̀къ быть. — Если же они не отличны ни 147. чрезъ себя, ни чрезъ отличное, то не совершенно ли ускользнетъ всякое взаимное различіе между ними? — Ускользнетъ. — Но вѣдь то, что̀ не одно, не причастно и одного-то; ибо иначе было бы оно не не одно, а нѣкоторымъ образомъ одно. — Правда. — То, что не одно, не было бы также и числомъ[2]; потому что, имѣя число-то, оно та̀къ вовсе и не было бы не однимъ. — Ужъ конечно, нѣтъ. — Что же? то, что не одно, не представляетъ ли собою части одного? Или та̀къ не одно было бы причастно одного? — Было бы причастно. — Слѣдовательно, если всячески то̀ есть одно, а это — не одно, то одно не будетъ ни частью того, что не B. одно, ни цѣлымъ изъ тѣхъ частей; и наоборотъ, то, что не одно, не представится ни частями одного, ни цѣлымъ по отношенію къ одному, какъ части. — Конечно, нѣтъ.

  1. Это положеніе Парменида можетъ показаться страннымъ: но τὰ ὄντα здѣсь суть предметы, взятые въ значеніи предметовъ абсолютныхъ, какова, напримѣръ, справедливость, не знающая ничего себѣ противнаго. Поэтому и τὸ ἕν, или τὸ μὴ ἓν, разсматриваемое само по себѣ, не принимаетъ въ себя отличнаго.
  2. Парменидъ сказалъ это на томъ основаніи, что число есть знакъ природы опредѣленной. Посему то̀, что̀ не есть одно, будучи разсматриваемо само по себѣ, не должно даже казаться и конечнымъ; имѣя же число, оно не было бы отлично отъ одного. (Въ текстѣ нѣтъ указанія на сноску. Ред. электроннаго изданія.)
Тот же текст в современной орфографии

ное — в том же? — Не захочет. — Следовательно, если отличное никогда не бывает в том же, то нет ничего из существенностей, в чём отличное пребывало бы когда-нибудь; ибо если бы оно было в чём-нибудь E. когда-нибудь, то тем временем отличное было бы в том же. Не так ли? — Так. — А как оно никогда не бывает в том же, то и ни в чём существенном никогда не может быть[1] отличного. — Правда. — Стало быть, отличное не находится ни в том, что̀ не одно, ни в одном. — Уж конечно, нет. — Поэтому не чрез отличное-то будет отлично одно — от того, что̀ не одно, и то, что̀ не одно, — от одного. — Конечно, нет. — Но, не приобщаясь отличного, они даже и чрез самих-то себя взаимно не будут отличны. — Ка̀к быть. — Если же они не отличны ни 147. чрез себя, ни чрез отличное, то не совершенно ли ускользнет всякое взаимное различие между ними? — Ускользнет. — Но ведь то, что̀ не одно, не причастно и одного-то; ибо иначе было бы оно не не одно, а некоторым образом одно. — Правда. — То, что не одно, не было бы также и числом[2]; потому что, имея число-то, оно та̀к вовсе и не было бы не одним. — Уж конечно, нет. — Что же? то, что не одно, не представляет ли собою части одного? Или та̀к не одно было бы причастно одного? — Было бы причастно. — Следовательно, если всячески то̀ есть одно, а это — не одно, то одно не будет ни частью того, что не B. одно, ни целым из тех частей; и наоборот, то, что не одно, не представится ни частями одного, ни целым по отношению к одному, как части. — Конечно, нет.

——————

  1. Это положение Парменида может показаться странным: но τὰ ὄντα здесь суть предметы, взятые в значении предметов абсолютных, какова, например, справедливость, не знающая ничего себе противного. Поэтому и τὸ ἕν, или τὸ μὴ ἓν, рассматриваемое само по себе, не принимает в себя отличного.
  2. Парменид сказал это на том основании, что число есть знак природы определенной. Посему то̀, что̀ не есть одно, будучи рассматриваемо само по себе, не должно даже казаться и конечным; имея же число, оно не было бы отлично от одного. (В тексте нет указания на сноску. Ред. электронного издания.)