Страница:Творения Григория Богослова. Том 1. 1912.pdf:ВТ/22

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
Слово 1. На Пасху и о своем замедлении[1]

Воскресения день — благоприятное начало. Просветимся торжеством, и обымем друг друга. Рцем: братия, и ненавидящим нас (Ис. 66, 5), кольми паче тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим всё Воскресению; простим друг друга: и я (упомяну о сем теперь), подвергшийся доброму принуждению, и вы, употребившие доброе принуждение; хотя несколько и сетуете на меня за умедление. Может быть, пред Богом оно лучше и драгоценнее, нежели поспешность других. Хорошо и уклоняться несколько от призвания Божия, как в древности поступил Моисей, а после Иеремия; хорошо и поспешать с готовностью на глас Зовущего, как Аарон и Исаия, только бы то и другое было по благочестию, — одно по причине собственной немощи, а другое по надежде на силу Зовущего. В день таинства помазан я; в день таинства удалился не надолго, чтобы испытать самого себя; в день таинства и возвращаюсь[2], избрав сей день добрым попечителем моей боязливости и немощи, дабы Воскресший ныне из мертвых и меня обновил Духом, и, облекши в нового человека, для новой твари, для раждаемых по Богу, соделал добрым образователем и учителем, который со Христом и умирает охотно и воскресает.

  1. Слово сие говорено по следующему случаю. Когда св. Григорий против воли был поставлен в пресвитера, с назначением вспомоществования в управлении назианзскою паствою Епископу, престарелому отцу его; тогда св. Григорий, по чувству смирения и потому, что в новом назначении видел препятствие своему стремлению к жизни созерцательной, удалился было в Понт: однако, немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в Назианз, и произнес настоящее слово.
  2. Под днем таинства, или как в подлиннике, под словом: таинство разумеется в первом случае праздник Рождества Христова, во втором — праздник Богоявления, в последнем — Пасха.