Страница:Теэтет (Платон, Добиаш).pdf/83

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
78

нельзя вообще "рѣшать", такъ какъ все только и можетъ быть или извѣстно, или неизвѣстно, а въ предѣлахъ разобранныхъ случаевъ[1] ложное рѣшеніе оказывается невозможнымъ.

— Вѣрно.

"Быть можетъ, не этимъ путемъ слѣдуетъ разсматривать искомое, т. е. не на почвѣ различія извѣстнаго и неизвѣстнаго, а на почвѣ различія "существующаго" и "несуществующаго"?[2]

— Какъ это понять?

"Не просто ли, быть можетъ, объясняется это дѣло тѣмъ, что ложно рѣшающій, ужъ какъ бы тамъ его мысль ни работала, однако въ свое рѣшеніе[3] принимаетъ "несуществующее"?.

— Опять и это, Сократъ, кажется, вѣрно.

"Какъ же однако? Что мы отвѣтимъ, если насъ спросятъ: Возможно ли вообще — скажутъ — для кого бы то ни было то, что вы говорите? — Можетъ ли вообще человѣкъ въ рѣшеніе принять "несуществующее" или само по себѣ, или какъ качество чего-нибудь другого? Мы, повидимому, будемъ отвѣчать, что это бываетъ, когда человѣкъ, думая, чего на дѣлѣ нѣтъ, думаетъ, что это на дѣлѣ есть; — или мы не этотъ отвѣтъ дадимъ?".

— Этотъ.

"Быть можетъ, мы еще гдѣ-нибудь найдемъ похожее выраженіе?"

— Гдѣ же?

  1. Всѣ зти четыре случая представляютъ собою полную логическую дисъюнкцію.
  2. До силъ лоръ "существующее" было, по ученію Протагора, то, что человѣкъ "ощущаетъ", а послѣ разбора Протагоровскаго ученія, — въ данномъ, стало быть,мѣетѣ — то, что вообще входитъ въ мысль "рѣшающаго", какъ части ея содержанія.
  3. Ходъ бесѣды выясняетъ теперь слово "рѣшеніе“ въ смыслѣ вышеупомянутыхъ "соображеній", при которыхъ душа имѣетъ дѣло собственно не съ внѣшнимъ міромъ, а съ своими представленіями, съ своими понятіями; ниже мы услышимъ отъ Сократа о словѣ "рѣшеніе" больше.
Тот же текст в современной орфографии

нельзя вообще "решать", так как всё только и может быть или известно, или неизвестно, а в пределах разобранных случаев[1] ложное решение оказывается невозможным.

— Верно.

"Быть может, не этим путем следует рассматривать искомое, т. е. не на почве различия известного и неизвестного, а на почве различия "существующего" и "несуществующего"?[2]

— Как это понять?

"Не просто ли, быть может, объясняется это дело тем, что ложно решающий, уж как бы там его мысль ни работала, однако в свое решение[3] принимает "несуществующее"?.

— Опять и это, Сократ, кажется, верно.

"Как же однако? Что мы ответим, если нас спросят: Возможно ли вообще — скажут — для кого бы то ни было то, что вы говорите? — Может ли вообще человек в решение принять "несуществующее" или само по себе, или как качество чего-нибудь другого? Мы, по-видимому, будем отвечать, что это бывает, когда человек, думая, чего на деле нет, думает, что это на деле есть; — или мы не этот ответ дадим?".

— Этот.

"Быть может, мы еще где-нибудь найдем похожее выражение?"

— Где же?

  1. Все зти четыре случая представляют собою полную логическую дисъюнкцию.
  2. До сил лор "существующее" было, по учению Протагора, то, что человек "ощущает", а после разбора Протагоровского учения, — в данном, стало быть,меете — то, что вообще входит в мысль "решающего", как части её содержания.
  3. Ход беседы выясняет теперь слово "решение“ в смысле вышеупомянутых "соображений", при которых душа имеет дело собственно не с внешним миром, а с своими представлениями, с своими понятиями; ниже мы услышим от Сократа о слове "решение" больше.