Перейти к содержанию

Страница:Теэтет (Платон, Добиаш).pdf/88

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
83

"Не скажу, пока не попытаюсь разсмотрѣть дѣло со всѣхъ сторонъ. Стыдно было бы мнѣ за насъ, при настоящемъ затрудненіи, быть поставленными въ необходимость согласиться съ тѣми нелѣпостями, которыя я имѣлъ здѣсь въ виду. Если найдемъ искомое и выйдемъ на свободу, тогда уже, сами не опасаясь возбудить смѣхъ, будемъ говорить объ этихъ нелѣпостяхъ у другихъ. Если же мы до конца такъ и будемъ оставаться въ недоумѣніи, тогда мы, чувствуя себя, вѣроятно, униженными, предоставимъ себя всѣмъ послѣдствіямъ нашего разсужденія, чтобы они топтали насъ и вообще дѣлали съ нами что угодно, какъ поступаютъ на кораблѣ со страдающими отъ качки. А какой еще остается путь къ разрѣшенію нашего вопроса, -ты послушай".

— Говори.

"По моему это было неправильно, когда мы находили невозможнымъ въ рѣшеніи принимать неизвѣстное за извѣстное и рѣшать ложно. Въ нѣкоторомъ смыслѣ это возможно".

— Ты, вѣроятно, имѣешь въ виду то, о чемъ я еще тогда подумывалъ, когда мы разсуждали объ этихъ вещахъ. Случается, что я, познакомившись съ Сократомъ, когда-нибудь впослѣдствіи[1] вижу издали кого-нибудь другого, мнѣ совершенно неизвѣстнаго, и воображаю, что это — извѣстный мнѣ Сократъ. Тутъ и выходитъ то, на что ты указываешь.

"То есть, мы стали отъ самого предмета на далекомъ разстояніи, почему и пришлось быть тому, что намъ извѣстно, въ одно и то же время и извѣстнымъ, и неизвѣстнымъ?“

— Да.

"Тогда ужъ мы будемъ разсуждать не такъ, а немного иначе. Можетъ быть, у насъ что-нибудь и выйдетъ, а можетъ

  1. До сихъ норъ Сократъ имѣлъ дѣло съ представленіями и по-нятіями души, составленными по ощущеніямъ отъ внѣшняго міра и по "соображеніямъ" ея. Теперь онъ переходитъ къ обратному процессу душевной дѣятельности, именно къ наблюденіямъ, по ѳтимь представленіямъ и понятіямъ, надъ внѣшнимъ міромъ.
Тот же текст в современной орфографии

"Не скажу, пока не попытаюсь рассмотреть дело со всех сторон. Стыдно было бы мне за нас, при настоящем затруднении, быть поставленными в необходимость согласиться с теми нелепостями, которые я имел здесь в виду. Если найдем искомое и выйдем на свободу, тогда уже, сами не опасаясь возбудить смех, будем говорить об этих нелепостях у других. Если же мы до конца так и будем оставаться в недоумении, тогда мы, чувствуя себя, вероятно, униженными, предоставим себя всем последствиям нашего рассуждения, чтобы они топтали нас и вообще делали с нами что угодно, как поступают на корабле со страдающими от качки. А какой еще остается путь к разрешению нашего вопроса, -ты послушай".

— Говори.

"По моему это было неправильно, когда мы находили невозможным в решении принимать неизвестное за известное и решать ложно. В некотором смысле это возможно".

— Ты, вероятно, имеешь в виду то, о чём я еще тогда подумывал, когда мы рассуждали об этих вещах. Случается, что я, познакомившись с Сократом, когда-нибудь впоследствии[1] вижу издали кого-нибудь другого, мне совершенно неизвестного, и воображаю, что это — известный мне Сократ. Тут и выходит то, на что ты указываешь.

"То есть, мы стали от самого предмета на далеком расстоянии, почему и пришлось быть тому, что нам известно, в одно и то же время и известным, и неизвестным?“

— Да.

"Тогда уж мы будем рассуждать не так, а немного иначе. Может быть, у нас что-нибудь и выйдет, а может

  1. До сих нор Сократ имел дело с представлениями и по-нятиями души, составленными по ощущениям от внешнего мира и по "соображениям" её. Теперь он переходит к обратному процессу душевной деятельности, именно к наблюдениям, по фтимь представлениям и понятиям, над внешним миром.