Страница:Тимей и Критий (Платон, Малеванский).pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
154

мѣстамъ, при чемъ массы, которыя въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ и мѣстѣ оказываются между собою несходными, сходными же съ другими (находящимися въ другомъ мѣстѣ), натурально, вслѣдствіе этого сотрясенія (общаго мѣстилища), несутся къ мѣсту сихъ послѣднихъ, съ которыми потомъ ассимилируются. Такъ вотъ тѣ причивы, которыми изъясняется происхожденіе тѣлъ первичныхъ и безпримѣсныхъ (простыхъ). Что же касается тѣхъ различныхъ видовъ, которые произошли изъ этихъ (четырехъ) родовъ, то причину ихъ слѣдуетъ полагать въ составѣ каждаго изъ двухъ основныхъ элементовъ, потому что тотъ и другой далъ отъ себя въ самомъ началѣ не по одному только и не одной только величины треугольнику, но множество треугольниковъ и меньшихъ и большихъ, — имевно такое количество ихъ, сколько видовъ ихъ могутъ содержать въ себ® роды ихъ. Эти различные виды, смѣшиваясь и между собою и съ видами другихъ родовъ, даютъ то безконечное разнообразіе, которое непремѣнно долженъ принять въ соображеніе тотъ, кто хочетъ имѣть вѣроятное представленіе о природѣ ').

Вся причина разнообразія тѣлъ, по мысли Платона, заключается въ разнообразіи величинъ, принимаемыхъ основными элементами, то есть, двумя вышеописанными треугольниками. Сколько и какихъ различныхъ величинъ могутъ принять эти треугольники, столько же различныхъ размѣровъ могутъ принять — кубъ, икосаэдръ, октаэдръ, пирамида; столько же, значитъ, произойдетъ и различныхъ видовъ земли, воды, воздуха, огня, которые то соединяясь въ однѣ комбинаціи, то разрѣшаясь въ иныя, и постоянно смѣшиваясь другъ съ другомъ — всегда съ извѣстною пропорціональностію, даютъ то разнообразіе вещей, которое мы видимъ въ мірѣ.


Тот же текст в современной орфографии

местам, при чём массы, которые в каждом отдельном случае и месте оказываются между собою несходными, сходными же с другими (находящимися в другом месте), натурально, вследствие этого сотрясения (общего местилища), несутся к месту сих последних, с которыми потом ассимилируются. Так вот те причивы, которыми изъясняется происхождение тел первичных и беспримесных (простых). Что же касается тех различных видов, которые произошли из этих (четырех) родов, то причину их следует полагать в составе каждого из двух основных элементов, потому что тот и другой дал от себя в самом начале не по одному только и не одной только величины треугольнику, но множество треугольников и меньших и больших, — имевно такое количество их, сколько видов их могут содержать в себ® роды их. Эти различные виды, смешиваясь и между собою и с видами других родов, дают то бесконечное разнообразие, которое непременно должен принять в соображение тот, кто хочет иметь вероятное представление о природе ').

Вся причина разнообразия тел, по мысли Платона, заключается в разнообразии величин, принимаемых основными элементами, то есть, двумя вышеописанными треугольниками. Сколько и каких различных величин могут принять эти треугольники, столько же различных размеров могут принять — куб, икосаэдр, октаэдр, пирамида; столько же, значит, произойдет и различных видов земли, воды, воздуха, огня, которые то соединяясь в одни комбинации, то разрешаясь в иные, и постоянно смешиваясь друг с другом — всегда с известною пропорциональностью, дают то разнообразие вещей, которое мы видим в мире.