Страница:Фет, Афанасий Афанасьевич. Ранние годы моей жизни.djvu/150

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


  
— 140 —

лись къ тому же колодцу, который однажды уже спасъ насъ во время пожара. Нѣкоторое время кувшины и тазы холодной воды обильными струями изливались на Введенскаго, не вызывая въ немъ никакихъ признаковъ жизни. Съ кровати текло, и мы ходили по полу въ водѣ. Наконецъ, онъ громко вздохнулъ: „охъ!“

Но судьбѣ угодно было съ дороги мертвящей софистики перевести меня на противоположную стезю беззавѣтнаго энтузіазма.

Познакомившись въ университетѣ, по совѣту Ив. Дм. Бѣляева, съ одутловатымъ, сѣроглазымъ и свѣтлорусымъ Григорьевым я однажды рѣшился поѣхать къ нему въ домъ, прося его представить меня своимъ родителямъ.

Домъ Григорьевыхъ съ постоянно запертыми воротами и калиткою на задвижкѣ находился за Москвой-рѣкой на Малой Полянкѣ, въ нѣсколькихъ десяткахъ саженей отъ церкви Спаса въ Наливкахъ. Принявъ меня какъ нельзя болѣе радушно, отецъ и мать Григорьева просили бывать у нихъ по воскресеньямъ. А такъ какъ я въ это время ѣздилъ къ нимъ на парномъ извозчикѣ, то уже въ слѣдующее воскресенье старики буквально довѣрили мнѣ свозить ихъ Полонушку въ циркъ. До той поры они его ни съ кѣмъ и ни подъ какимъ предлогомъ не отпускали изъ. дому. Оказалось, что Аполлонъ Григорьевъ, не взирая на примѣрное рвеніе къ наукамъ, успѣлъ, подобно мнѣ, заразиться страстью къ стихотворству, и мы въ каждое свиданіе передавали другъ другу вновь написанное стихотвореніе.

Свои я записывалъ въ отдѣльную желтую тетрадку, и ихъ набралось уже до трехъ десятковъ. Вѣроятно замѣтивъ, наше взаимное влеченіе, Григорьевы стали поговаривать, какъ бы было хорошо, если бы, отойдя къ Новому году отъ Погодина, я упросилъ отца помѣстить меня въ ихъ домъ вмѣстѣ съ Аполлономъ, причемъ они согласились бы на самое умѣренное вознагражденіе.

Всѣ мы хорошо знали, что Николай Васильевичъ Гоголь проживаетъ на антресоляхъ въ домѣ Погодина, но никто изъ насъ его не видалъ. Только однажды, всходя на крыльцо погодинскаго дома, я встрѣтился съ Гоголемъ лицомъ къ