Страница:Фет, Афанасий Афанасьевич. Ранние годы моей жизни.djvu/427

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


  
— 417 —


Увидя ихъ, искусственно поддерживавшихъ дорогою тепло, отецъ будто бы сказалъ: „эхъ-хе-хе! еще и пьяницы“.

На всякаго рода намеки на денежное вспомоществованіе многочисленнымъ своимъ потомкамъ, жесткій старикъ отвѣчалъ категорическимъ: „имѣйте мя отреченна“.

Старшему сыну Александру, женившемуся противъ воли отца, старикъ ничего не давалъ и не принималъ его. Михаила же Ильича, женившагося на богатой вдовѣ, онъ считалъ не нуждающимся въ помощи, и потому тоже ничего не давалъ. Не давалъ ничего и дочери своей, выданной замужъ за служащаго при коммисаріатѣ отставнаго полковника, поляка Кварда Андреевича Префацкаго. Не далъ онъ ничего и второй своей дочери, вышедшей замужъ за отставного генерала. Послѣдняя въ скоромъ времени умерла, оставивъ трехъ дочерей генералу, который, безвыѣздно проживая въ небольшомъ имѣніи и усердно занимаясь земледѣліемъ и пчеловодствомъ, успѣлъ при ограниченныхъ средствахъ дать дочерямъ, по крайней мѣрѣ двумъ первымъ (третьей я никогда не видалъ), блестящее образованіе.

Веселый, добродушный и шутливый Михаилъ Ильичъ представлялъ живую противоположность своего нелюдимаго отца. Трудно представить себѣ кого-либо гостепріимнѣе Ѳедоровской четы Петковичей, и надо было только удивляться вмѣстительности небольшой усадьбы.

Перечисляя Ѳедоровскихъ гостей, съ которыми мнѣ впослѣдствіи приходилось часто встрѣчаться, начну съ дамъ. Старики Префацкіе нерѣдко отпускали гостить къ брату двухъ дочерей своихъ: старшую Камиллу, брюнетку средняго роста съ замѣчательно черными глазами, рѣсницами и бровями, съ золотистымъ загаромъ лица и яркимъ румянцемъ. Это была очень любезная дѣвушка, но уступавшая младшей своей сестрѣ Юліи или, какъ ее называли, Юльцѣ въ рѣзвой шаловливости и необычайной граціи и легкости въ танцахъ.

Такъ какъ, начиная съ самой Елизаветы Ѳедоровны, многія дамы играли на рояли, то въ просторной залѣ, по снятіи обѣденнаго стола, часто заводились импровизованные танцы, и вальсировать или полькировать съ Юльцей было истиннымъ наслажденіемъ. Гостили и двѣ дочери генерала Ларина,