Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/47

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Сдѣдовательно, одно указаніе на историческій опытъ ничего намъ еще не докажетъ, и мы должны искать другихъ доказательствъ, чтобы показать, что изученіе классическихъ языковъ въ русскихъ школахъ даетъ результаты, болѣе близкіе къ англійскимъ, чѣмъ къ тѣмъ, которые обнаружило польское шляхетство.

Читатель пойметъ, конечно, что мы вооружаемся здѣсь не противъ устройства англійскихъ школъ и не противъ цѣлесообразности преподаванія математики или латинскаго языка. Мы только хотимъ доказать, что въ дѣлѣ воспитанія опытъ имѣетъ значеніе лишь въ томъ случаѣ, если мы можемъ показать психическую связь между данною мѣрою и тѣми результатами, которые мы ей приписываемъ.

„Вульгарное понятіе, говоритъ Милль, что истинно-здравая метода въ политическихъ предметахъ есть бэконовская индукція, что истинный руководитель въ этомъ отношеніи есть не общее размышленіе, а спеціальный опытъ, будетъ когда-нибудь приводимо какъ одно изъ несомнѣннѣйшихъ доказательствъ низкаго состоянія мыслительныхъ способностей въ томъ вѣкѣ, въ которомъ это мнѣніе пользовалось довѣренностью. Ничто не можетъ быть смѣшнѣе тѣхъ пародій на размышленіе, основанное на опытѣ, съ которыми часто встрѣчаешься не только въ популярныхъ рѣчахъ, но и въ важныхъ трактатахъ, темою которыхъ являются дѣла націи. „Какъ“, спрашиваютъ обыкновенно, „можетъ быть дурно учрежденіе, когда страна процвѣтала при немъ?“ „Какъ можетъ быть приписано той или другой причинѣ благосостояніе какой-нибудь страны, когда другая процвѣтала безъ этой причины?“ Кто пользуется доказательствами такого рода, безъ намѣренія обманывать, тотъ должень быть отосланъ назадъ въ школу для изученія элементовъ какой-нибудь самой легкой физической науки“[1].

Крайнюю нераціональность такихъ разсужденій Милль совершенно справедливо выводитъ изъ необыкновенной сложности явленій физіологическихъ и еще большей сложности политическихъ и историческихъ, къ которымъ, безспорно, слѣдуетъ причислить и народное образованіе, а равно и образованіе народнаго и индивидуальнаго характера; ибо это не только явленіе историческое, но и самое сложное изъ всѣхъ историческихъ явленій, такъ какъ оно есть результатъ

  1. Mill’s Logic. B. III, Ch. XI, § 8, p. 497.