Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/77

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


полному отдыху, который дается только сномъ, чтобы быть способнымъ для новой жизненной дѣятельности, и минутная дремота освѣжаетъ человѣка болѣе, чѣмъ продолжительный отдыхъ безъ сна. Можно предполагать двѣ причины этого явленія, не объясненнаго вполнѣ и физіологами:

а) Во-первыхъ, процессъ обновленія силъ и вообще растительный процессъ вполнѣ и безпрепятственно можетъ совершаться только въ продолженіе сна[1]. Недостатокъ сна разстраиваетъ пищевареніе и, замедляя все болѣе и болѣе процессъ возобновленія, разрушаетъ силы организма. Въ дѣтскомъ возрастѣ, когда растительный процессъ разомъ достигаетъ двухъ цѣлей—роста, т. е. увеличенія объема, устройства и развитія органовъ, и возобновленіе организма, истощаемаго жизненною дѣятельностью—количество времени, потребнаго для сна, гораздо продолжительнѣе, чѣмъ въ зрѣломъ возрастѣ. «Въ первые 8 дней по рожденіи ростъ дитяти прибываетъ на 1/12, а вѣсъ на 1/4 часть. Если бы продолжалось такое возрастаніе, то дитя черезъ шесть или семь мѣсяцевъ достигло бы обыкновенной человѣческой величины. Но ростъ и сонъ уменьшаются постоянно и, по мѣрѣ ихъ уменьшенія, проявляется психическое развитіе[2]». Пища, употребляемая сначала преимущественно на ростъ и развитіе тѣла, начинаетъ все болѣе и болѣе употребляться на возобновленіе тканей тѣла, истощаемыхъ жизненною дѣятельностью ребенка, которая все усиливается и усложняется. Отчего происходитъ такое измѣненіе? Матеріалисты отвѣтятъ на это, что самое развитіе душевной дѣятельности условливается все большими и большими остатками силъ, вырабатываемыхъ изъ пищи; но этотъ отвѣтъ будетъ неоснователенъ: ростъ могъ бы продолжаться съ одинаковой быстротою, оставляя одинаково мало силъ для работъ душевныхъ. Гораздо вѣроятнѣе предположить, что душа дитяти, постоянно обогащаясь впечатлѣніями, сама расширяетъ область своей дѣятельности и, вмѣстѣ съ тѣмъ, все болѣе и болѣе

  1. Льюисъ опровергаетъ, но едва ли основательно, этотъ общеизвѣстный фактъ. (См. «Физіологію обыденной жизни»). Конечно, пищевареніе во снѣ совершается медленнѣе, чѣмъ въ бодрственномъ состояніи, и отягченный желудокъ не даетъ намъ покойнаго сна; но извѣстно также, что недостатокъ сна разстраиваетъ пищевареніе. Льюисъ забываетъ, что пищевареніе еще не весь возобновительный процессъ; отдыхъ организма и сонъ, можетъ быть, не столько требуются для пищеваренія, сколько для возобновленія тканей тѣла изъ массы крови: иначе ничѣмъ нельзя объяснить утомленія, потребности отдыха и потребности сна. См. Учебн. Физіолог. Германа, стр. 184 и 185.
  2. Benecke’s Erziehungs und Unterrichts-Lehre. T. I. § 16, S. 72.