Страница:Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск (Старокадомский 1916).pdf/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


накренило, но никакихъ поврежденій не произошло. 2 сентября температура воздуха упала до −9°, почти весь день шелъ снѣгъ, изъ за котораго ничего не было видно.

«Вайгачъ» слабо дрейфовало со льдомъ; 5-го сентября образовалась полынья подъ берегомъ, тянувшаяся до самаго западнаго мыса полуострова; отъ нея отдѣляла перемычка кабельтова три, ледъ довольно легко поддавался напору транспорта, но началось сжатіе и пришлось прекратить работу. Днемъ перемычка нѣсколько разошлась, но, при попыткѣ проскочить на чистую воду, «Вайгачъ» сжало льдомъ. Судно выдержало сильное давленіе, накренилось на 9°, лопнулъ штуртросъ, но никакихъ другихъ поврежденій не случилось; сжатіе скоро прекратилось, кренъ выровнялся. Еще съ вечера началъ дуть южный вѣтеръ, на который возлагались большія надежды. Утромъ 6-го сентября образовались широкіе каналы, пользуясь которыми, «Вайгачъ» вышелъ изъ льда, пройдя для этого сначала миль на 8 на Ost, затѣмъ пошелъ на W подъ самымъ берегомъ полуострова Короля Оскара, по малымъ глубинамъ. Ночью былъ встрѣченъ ледъ, изъ за сильнаго снѣга и свѣжаго вѣтра пришлось стать на якорь, перемѣнить нѣсколько разъ мѣсто, приткнуться къ ледяному полю, съ которымъ несло на Ost, отъ ½—1 мили въ часъ. «Вайгачъ» находился миляхъ въ двухъ отъ берега; надѣялись, что еще удастся либо пройти въ Таймырскій заливъ, либо хоть подойти къ самому мысу, гдѣ былъ ледяной припай, и прочно стать въ этомъ припаѣ — становилось очевиднымъ, что не удастся избѣгнуть зимовки, такъ какъ возможность пройти куда либо дальше съ нѣкотораго времени перестала казаться осуществимой.

Температура воздуха въ дальнѣйшемъ все время держалась ниже 0°, лишь 9-го сентября на нѣсколько часовъ поднялась +0°,3. Молодой ледъ быстро утолщался, мѣстами даже образовались нагроможденія изъ молодыхъ льдинъ. Небольшой дрейфъ къ сѣверу вскорѣ прекратился и было ясно, что «Вайгачъ» не уйдетъ дальше раньше будущаго лѣта. Послѣднія усилія пробить каналъ подъ берегъ остались тщетными: молодой ледъ, подъ давленіемъ полей, сбился вокругъ корабля въ плотную подушку до сажени толщиною, а выка-

Тот же текст в современной орфографии

накренило, но никаких повреждений не произошло. 2 сентября температура воздуха упала до −9°, почти весь день шел снег, из-за которого ничего не было видно.

«Вайгач» слабо дрейфовало со льдом; 5 сентября образовалась полынья под берегом, тянувшаяся до самого западного мыса полуострова; от нее отделяла перемычка кабельтова три, лед довольно легко поддавался напору транспорта, но началось сжатие и пришлось прекратить работу. Днем перемычка несколько разошлась, но при попытке проскочить на чистую воду «Вайгач» сжало льдом. Судно выдержало сильное давление, накренилось на 9°, лопнул штуртрос, но никаких других повреждений не случилось; сжатие скоро прекратилось, крен выровнялся. Еще с вечера начал дуть южный ветер, на который возлагались большие надежды. Утром 6 сентября образовались широкие каналы, пользуясь которыми, «Вайгач» вышел из льда, пройдя для этого сначала миль на восемь на Ost, затем пошел на W под самым берегом полуострова Короля Оскара, по малым глубинам. Ночью был встречен лед, из-за сильного снега и свежего ветра пришлось стать на якорь, переменить несколько раз место, приткнуться к ледяному полю, с которым несло на Ost, от ½—1 мили в час. «Вайгач» находился милях в двух от берега; надеялись, что еще удастся либо пройти в Таймырский залив, либо хоть подойти к самому мысу, где был ледяной припай, и прочно стать в этом припае — становилось очевидным, что не удастся избегнуть зимовки, так как возможность пройти куда-либо дальше с некоторого времени перестала казаться осуществимой.

Температура воздуха в дальнейшем все время держалась ниже 0°, лишь 9 сентября на несколько часов поднялась +0,3°. Молодой лед быстро утолщался, местами даже образовались нагромождения из молодых льдин. Небольшой дрейф к северу вскоре прекратился и было ясно, что «Вайгач» не уйдет дальше раньше будущего лета. Последние усилия пробить канал под берег остались тщетными: молодой лед под давлением полей сбился вокруг корабля в плотную подушку до сажени толщиною, а выка-