Страница:Через Мангышлак и Устюрт в Туркестан (Барбот-де-Марни, 1889).djvu/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Цѣль и размѣръ этого отчета не позволяютъ мнѣ слишкомъ долго останавливаться на историческомъ ходѣ геологическаго изслѣдованія Арало-каспійскаго перешейка. Я замѣчу только, что къ числу наилучше изслѣдованныхъ участковъ Арало-каспійскаго перешейка принадлежитъ гористая часть Мангышлака и Тюб-караганскій берегъ. Ихъ геологіей, начиная съ Гмелина, занимались Эйхвальдъ, Абботъ, Иванинъ, Антиповъ, Дорошинъ, Гебель и Барботъ-де-Марни. Коллекціи Иванина и Антипова были опредѣлены Гельмерсеномъ, а коллекція Дорошина—Эйхвальдомъ. Почти вовсе неизслѣдованною является южная часть Мангышлака[1]. Относительно ея имѣются лишь немногія свѣдѣнія, добытыя Фелькнеромъ и Карелинымъ, проѣхавшими по берегу Каспія до Бакланьяго залива, а также горн. инж. Гаркемою. Что касается Устюрта, то, въ сущности говоря, никто изъ спеціалистовъ-геологовъ не проѣхалъ его центральной части.

Окраины Устюрта насчитываютъ многочисленныхъ изслѣдователей. На сѣверной окраинѣ побывали Эверсманъ и Пандеръ, Сѣверцевъ и Борщовъ, Ковалевскій и Гернгросъ и Барботъ-де-Марни; восточную окраину изслѣдовывали: экспедиція Бутакова и Макшеева, Базинеръ, Окладныхъ, Аленицынъ, Шульцъ, Вудъ и Барботъ; на западной окраинѣ побывали: Леманъ, Сози, Абботъ и Барботъ-де-Марни[2]. Южный край Устюрта наименѣе изслѣдованъ, хотя вниманіе многочисленныхъ изслѣдователей и было обращено на Узбой[3]. У восточнаго края южнаго чинка Устюрта побывалъ, кажется, лишь одинъ Маркозовъ, который, какъ не геологъ, и не могъ доставить намъ важныхъ данныхъ. Въ заключеніе этого краткаго историческаго очерка прибавлю, что Красноводскія горы были изучаемы Эйхвальдомъ, Фелькнеромъ, Кошкулемъ, Сиверсомъ, Титце и наконецъ Коншинымъ, Зайцевымъ и Шёгреномъ.

  1. Лежащая между Мангышлакскимъ кряжемъ и Карабугазомъ.
  2. Палеонтологическій матерьялъ, собранный изслѣдователями Устюрта, подвергался изслѣдованію Гельмерсена, Абиха, Траутшольда и Кёнена.
  3. Въ числѣ которыхъ нужно отмѣтить Коншина, Гедройца и Лессара и въ особенности перваго, такъ какъ только ихъ изслѣдованія (въ особенности Коншина) уяснили истинное значеніе Узбоя.