Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/1015

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 866 —

объективации, сообразно с которыми один и тот же закон движения принимает различные формы.

§ 308.

Viva muchos años! обычное приветствие по-испански; да и по всей земле очень употребительно пожелание долгой жизни. Это основывается не на познании того, что такое жизнь, а на познании того, что такое человек по своей сущности: воля к жизни.

Желание каждого, чтобы о нем помнили после смерти, переходящее, при возвышенности стремлений, в желание славы в потомстве, вытекает, по моему мнению, из привязанности к жизни, которая (привязанность), видя себя отрезанной от возможности реального бытия, хватается за единственно еще доступное бытие, хотя лишь идеальное, — т. е. за тень.

§ 309.

Во всех своих начинаниях и делах мы более или менее желаем конца, ждем его с нетерпением и рады, когда дело кончено. Лишь генеральный конец, конец всех концов, желаем мы обыкновенно отсрочить как можно долее.

§ 310.

Всякая разлука дает предвкушение смерти и всякое свидание — предвкушение восстания из мертвых. Оттого-то даже люди, относившиеся друг к другу безразлично, ликуют, когда опять встретятся чрез 20—30 лет.

§ 311.

Глубокая скорбь, ощущаемая при смерти всякого близкого существа, проистекает из чувства того, что в каждом индивидууме заключается нечто невыразимое, ему одному свойственное, и, в силу этого, невозвратное. Omne individuum ineffabile. Это остается в силе даже в отношении животных особей, что́ наиболее живо почувствует тот, кому случайно доведется смертельно ранить любимое животное и уловить его прощальный взгляд, раздирающий сердце болью.

§ 311 bis.

Может случиться, что, даже спустя долгое время, мы будем оплакивать смерть своих врагов и противников почти так же, как смерть своих друзей, — это именно в том случае, если в лице первых будут отсутствовать свидетели наших блестящих успехов.

§ 312.

Неожиданное известие о необыкновенном счастье легко оказывает смертельное действие; это обусловливается тем, что наше благополучие и неблагополучие представляют собою лишь среднее арифметическое между нашими притязаниями и тем, что достается нам в удел, и, сообразно с этим, мы не замечаем благ, которыми обладаем, или мы