Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/1050

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 901 —


следует ли и во Франции возложить вину постепенного разложении двора и правительства на все увеличивавшееся со времен Людовика XIII влияние женщин, что̀ повело к первой революции, обусловившей все последующие перевороты? Во всяком случае, ложное положение женского пола, нашедшее себе самое яркое выражение в нашем дамстве, есть органический порок общественности, который, исходя из сердца ее, должен распространять свое пагубное влияние на все ее части.

Что женщина по самой натуре своей обречена на повиновение, показывает уже одно то, что каждая из них, попав в несвойственное ее природе положение полнейшей независимости, немедленно примыкает к какому-нибудь мужчине, которому и предоставляет руководить собою и господствовать; ибо она нуждается в господине. Если она молода — этим господином будет любовник; если стара — духовник.


ГЛАВА XXVIII.
О воспитании.

§ 372.

Вследствие природных свойств нашего интеллекта, понятия должны образовываться путем отвлечения от наглядных представлений, причем последние должны предшествовать понятиям. Если дело действительно принимает такой оборот, как это бывает с теми, для кого личный опыт служит и учителем, и книгой, то человек прекрасно знает, какие наглядные представления подходят под каждое из его понятий к замещаются им: и те, и другое он познает вполне отчетливо и приобретает правильную точку зрения на все происходящие пред ним явления. Такой путь можно назвать естественным воспитанием.

Наоборот, при искусственном воспитании, путем подсказывания, обучения и чтения, голова начиняется понятиями прежде, чем имеется налицо более или менее широкое знакомство с миром наглядным. А наглядные представления ко всем этим понятиям опыт должен будет составить лишь впоследствии: до той же поры понятия применяются ложно, и о вещах и людях образуется ложное суждение, ложный взгляд, ложное с ними обхождение. Таким образом, воспитание портит головы, и вследствие этого в юности после долгого учения и чтения мы вступаем в мир отчасти простодушными, отчасти сбитыми с толку, и ведем себя то боязливо, то высокомерно; ибо голова наша полна понятиями, которые мы стараемся теперь применять, — но применяем их почти всегда неверно. Это является следствием того ὑστερον προτερον, благо-