Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/134

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 129 —

ставляет собою, поистине, замечательное явление. Несомненно одно: в основании всех бывших попыток магии, как успешных, так и безуспешных, лежит предвосхищение моей метафизики, так как в них сказалось сознание, что закон причинности представляет собою только связь явлений, между тем как внутренняя сущность вещей остается от него независимой, и что если только, исходя из него, т. е. изнутри, возможно непосредственное воздействие на природу, то оно может осуществляться исключительно самой волей. Если же, по классификации Бэкона, рассматривать магию как практическую метафизику, то несомненно, что стоящая к ней в правильном соотношении теоретическая метафизика не могла бы быть иною, чем мое разрешение мира на волю и представление.

Жестокое рвение, с которым церковь во все века преследовала магию и которого папский Malleus maleficarum являет страшное свидетельство, по-видимому, объясняется не только преступными замыслами, которые часто связывались с нею, и не предполагаемой ролью дьявола в ней, а проистекает, отчасти, из смутной догадки и опасения, что магия относит изначальную силу назад к ее действительному источнику, тогда как западная церковь указала ей место вне природы[1]. Это предположение находит себе подтверждение в ненависти столь предусмотрительного английского духовенства к животному магнетизму[2], как и в его живейшем негодовании против невинного, во всяком случае, столоверчения, которому по той же причине не преминуло изречь анафему и духовенство Франции и даже Германии[3].


  1. Они чуют нечто вроде:

    Nos habitat, non tartara sed nec sidera coeli:
    Spiritus in nobis qui viget, illa facit.
    (В нас обитает, не в преисподней и не в созвездиях неба
    Дух, процветающий в нас, делает то).

    Ср. Иоганн Бомон: Историко-физиологический и теологический трактат о духах, видениях, колдовствах и других чародейных делах. Галле в Магдебургской области, 1721, стр. 21).
    Прибавление к 3-му изданию.
  2. Ср. Парерги, т. I, стр. 257.
  3. 4 августа 1856 г. римская инквизиция разослала всем епископам циркулярное предписание, в котором она во имя Церкви требует от них посильного противодействия упражнениям в животном магнетизме. Основания к этому изложены с поразительной неясностью и неопределенностью; местами проскальзывает даже ложь, и вы замечаете, что Sancto officio не очень-то хотелось выкладывать свои действительные мотивы. (Циркуляр этот был напечатан в декабре 1856 г. в Туринской газете, затем во французской газете „Univers“ и из нее перепечатан в „Journal des Débats“, Jan. 3, 1857).
    Прибавление к 3-му изданию.