Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/74

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 69 —


такой возвышенный предмет, — это все равно, как если бы он стал дивиться тому, что всякое число, помноженное на 9, дает в произведении такое число, сумма цифр которого равна опять или девяти, или числу, кратному девяти, — хотя сам же рассудок и приуготовил себе это чудо в десятичной системе. — Физико-теологическое доказательство заставляет бытие мира предшествовать в том или другом рассудке его, мира, реальному бытию и говорить: если мир целесообразен, то прежде чем он возник, он должен был существовать в качестве представления. Я же утверждаю в духе Канта: если мир — представление, то он должен казаться нам как нечто целесообразное, — а это только в нашем интеллекте и становится возможно.

Из моего учения, несомненно, вытекает то следствие, что каждое существо представляет собою дело своих собственных рук. Природа, никогда не умеющая лгать и наивная, как гений, непосредственно подтверждает то же самое; ведь каждое существо от другого, ему совершенно подобного, возжигает лишь искру жизни и затем на наших глазах делает само себя, заимствуя для этого материал извне, а форму и движение — из самого себя, — что̀ и зовется ростом и развитием. Таким образом, и эмпирически каждое существо стоит перед нами, как свое собственное произведение. Но мы не понимаем языка природы, так как он слишком прост.


Физиология растений.

Подтверждения, которые я могу привести относительно проявления воли в растениях, исходят преимущественно от французов; эта нация решительно придерживается эмпирического направления и неохотно выступает за пределы непосредственно данного. К тому же в данном случае подтверждения идут со стороны Кювье, который своей настойчивой приверженностью чисто эмпирическому знанию дал повод к знаменитому разногласию между ним и Жофруа Сент-Илером. Поэтому мы не должны удивляться, если не услышим здесь такого же решительного языка, каким говорили названные выше немецкие свидетели, и если каждое подтверждение обставляется здесь с крайней осторожностью.

Кювье говорит в своей «Histoire des progrès des sciences naturelles depuis 1789 jusqu’à ce jour», Vol. I. 1826, стр. 245: «У растений существуют некоторые, на вид сами собою возникающие (spontanés) движения, которые они обнаруживают при известных