Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/742

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 593 —

этому поддерживается сознательным решением, приостановка которого во сне замедляет дыхание и вызывает храпение; подробности смотри у Marshal Hall, diseases of the nervous system §§ 290—311, сравни Flourens, du système nerveux, 2-de édit., chap. II. Это участие в дыхании нервов головного мозга объясняет также, отчего при сосредоточении мозговой деятельности на напряженном размышлении или внимательном чтении дыхание становится тише и медленнее, как то заметил Нассе. Наоборот, напряжения раздражимости, равно как и сильные аффекты, радость, гнев и т. п., ускоряют вместе с кровообращением также и дыхание; поэтому гнев не безусловно вреден, и если он может найти себе надлежащий выход, то на некоторые натуры он действует даже благотворно, почему они и поддаются ему инстинктивно, тем более, что он способствует излиянию желчи.

Другое доказательство рассматриваемого здесь взаимного балансирования трех основных физиологических сил представляет тот не подлежащий сомнению факт, что негры обладают бо́льшей физической силой, нежели люди других рас, — следовательно, недостаток в чувствительности возмещается у них излишком раздражимости, в силу чего они стоят, разумеется, ближе к животным, у которых у всех больше мускульной силы, сравнительно с их величиною, чем у человека.

Относительно различного соотношения трех основных сил в индивидуумах я отсылаю к „Воле в природе“, в конце рубрики „Физиология“.

§ 95.

Если бы жизнь шла обособленным ходом, не соприкасаясь со внешним миром, то на живой животный организм можно было бы смотреть, как на машину без primum mobile, как на ряд движений без начала, — цепь действий и причин, из которых ни одна не была бы первой. Однако такая точка соприкосновения есть: это — процесс дыхания; он являет собою ближайшее и наиболее важное соединительное звено с внешним миром и дает первый толчок. Поэтому дыхательный процесс должен считаться исходной точкой для движения жизни и первым звеном в причинной цепи. Таким образом, первым импульсом, первою внешней причиною жизни является небольшое количество воздуха, который, проникая внутрь и окисляя (кровь), влечет дальнейшие процессы, следствием которых является жизнь. То же, что̀ идет этой внешней причине навстречу изнутри, заявляет себя, как сильное желание, мало того, как неудержимое стремление дышать, т. е. — непосредственно, как воля. — Вторая внешняя причина жизни — пища. Она точно также сначала действует извне, как мотив,